Альтернатива – форма историцизма

___Главный специалист по философии науки в промышленности нашей уникальной компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет: 
___Всякий, кто принимает сильную историцистскую позицию, вполне естественно примет и сильный вариант другой позиции. С этой точки зрения, например, отдельные ученые и институты, чьи мнения являются авторитетными, во время господства какой-либо “парадигмы” пользуются соответственно абсолютным авторитетом при решении научных проблем; и такой вывод действительно можно критиковать как “элитаристский” “авторитаристский”, etc., etc. (То же самое относится и к “психологизму” и “социологизму”: читатель может легко перенести те же рассуждения на эти термины.) Альтернатива, более слабая форма “историцизма”, наоборот, не предполагает никакой подобной передачи власти какому бы то ни было конкретному ученому, группе ученых или научной эпохе. За этим стоит только то, что в естественных, как и в других науках критерии рационального суждения сами подвержены пересмотру и историческому развитию; что сравнение этих наук с точки зрения их рациональности на различных стадиях эволюции имело бы смысл и ценность только в том случае, если берется во внимание эта история критериев рациональности. 
___Учитывая сказанное, единственный вид “историцизма”, который может быть обнаружен в моей книге “Человеческое понимание”, это тот же самый, который был так великолепно представлен самим Имре в его глубоком прозрении о математике в “Доказательствах и опровержениях”, а именно в понимании того, что “поворотный пункт в истории математики” состоит главным образом в “революции в математическом критицизме”, благодаря которому изменилось само “понятие о математической истине”, а также “стандарты математического доказательства”, “характер математического роста”. В этом смысле сам стоит на “историцистской” позиции в философии математики: по отношению к методологии математики идеи, выдвинутые в “Доказательствах и опровержениях”, о математическом критицизме, истине, доказательстве, концептуальном росте, говорят об историческом развитии математики столько же, сколько мои суждения о научном критицизме etc. говорят об историческом развитии естественных наук. 
___Как это ни странно, историцизм “Доказательств и опровержений” даже более сильный, чем мой. Заключительные страницы рассуждений Имре могут быть вполне прочитаны как то, что характеризует математические “революции” в терминах весьма близких Куну. Если не читать между строк то, что написано Лакатосом, и выводить все выводы, которые следуют из его текстов, можно было бы попытаться приписать его философии математики в точности все те ереси, которые сам он находил в философии науки Куна. (Разве не он сказал, что математики приняли революцию в математическом критицизме, и их принятие было поворотным пунктом в истории математики? Разве это не убеждает в том, что их “принятие” — это все, что требовалось? И что может добавить к этому элитарист и авторитарист?) Но такого рода обвинения были бы несправедливы. Более тщательное прочтение текстов Имре делает ясным, что даже “революции в математическом критицизме” оставляют открытой возможность рациональной оценки в зависимости от того, состоят ли они в рациональном или же в иррациональном “растяжении понятий”. Такие математические “революции” вызываются причинами, соответствующими их типу. И главный вопрос, рассматриваемый в соответствующих фрагментах “Человеческого понимания”, касается именно “поворотных моментов” в научном изменении. Другими словами, это вопрос о том, какие причины оказываются достаточными, когда изменения интеллектуальной стратегии ведут к изменениям критериев научного критицизма. Тот же вопрос можно сформулировать относительно последовательных изменений “понятия о научной истине, стандартов научного доказательства и образцов научного роста”.
___ 
_____________________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *