Всеобщее управление качеством

___Директор по технологии и качеству нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов ОТК: 
___Всеобщее управление качеством должно создать условия для плодотворного роста качества продукции. При комплексном управлении качеством на предприятиях принимаются компромиссные (оптимальные) решения между объемами выпускаемой продукции сроками поставки, затратами и качеством. Особенность всеобщего управления качеством, которая заключается в том, что из всех названных целей в деятельности предприятия на первый план ставится обеспечение требуемого качества продукции. Для этого необходимо, чтобы управление всеми сферами деятельности предприятия осуществлялось, исходя из интересов обеспечения требуемого качества продукции. Например, известная японская компания «Тойота» еще в 1960 -х годах XX века начала использовать гибкую систему производства, получившую название «канбан». Эта система исходила как бы из обратной организации работ: не заготовительное производство определяло, какая продукция получится в сборочных цехах, а наоборот, сборочные цеха (на самом деле, конечно, — плановые органы), исходя из требований потребителей, определяли, что должны выпускать заготовительные цеха. Система «выталкивания» продукции из заготовительных цехов в сборочные и далее — заказчику заменялась системой «вытягивания» из заготовительных цехов деталей и узлов, нужных индивидуальным заказчикам в собранном изделии. Это означало, что формула системы выталкивания «продаю то, что делаю», заменялась формулой системы вытягивания, которая соответствует известному в маркетинге принципу: «произвожу то, что продается».
___В автомобильном производстве это означало соединение, казалось бы, несоединимого: массовый выпуск продукции и единичное производство с конкретными требованиями потребителей к качеству заказываемого изделия. Это все равно, как если бы швейную фабрику превратили в ателье индивидуального пошива с сохранением темпов и производительности индустриального массового производства.
___Для этого конструкторам «Тойоты» потребовалось заранее разрабатывать различные варианты деталей и узлов, которые пользуются спросом на рынке, предусматривать различную комплектацию собранных машин. Технологам и производственникам потребовалось внедрять и осваивать быстро переналаживаемое оборудование, а организаторам производства и снабженцам — применить систему поставки необходимых деталей, узлов, комплектующих изделий и материалов «точно в срок» («just in time») как внутри предприятия, так и от внешних поставщиков.
___Некоторые специалисты для наглядности и убедительности сравнивают переход от комплексного управления качеством к всеобщему с заменой системы Птолемея на систему Коперника, когда не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Имеется в виду, что не заказчик бегает вокруг предприятия, а наоборот, предприятие «крутится» вокруг заказчика. При этом в привычной пирамиде организации наверху вместо высшего руководства оказывается заказчик, а известное правило «босс всегда прав» меняется на «заказчик всегда прав».
___Дальнейшее развитие TQM шло по пути расширения сферы управления качеством, вовлечения в нее все большего числа направлений деятельности и факторов, определяющих внутреннюю среду предприятия. Документально это оформилось при разработке в конце 1980-х—начале 1990-х годов моделей национальных премий в области качества, в которых как раз и учитывается вклад различных элементов в обеспечение качества и результаты бизнеса. Известный специалист в области качествах Конти считает, что элементарные модели TQM начали появляться в западных компаниях в начале 80-х годов. Это были модели без определенной структуры и представляли собой набор факторов, направленных на удовлетворение потребителей, вовлечение всех работников и постоянное усовершенствование. Следующим шагом в развитии TQM была премия М. Болдриджа по качеству, введенная» в США в 1987 году, которая имела четкую структуру критериев: роль руководства, информация и анализ, стратегическое планирование, вовлечение персонала, управление процессами, результаты бизнеса и удовлетворение потребителей. После этого Европейский фонд по управлению качеством (EFQM) учредил Европейскую премию по качеству. Эта премия присуждается по результатам оценки предприятий по девяти критериям «Модели делового совершенства EFQM».
___Модели TQM, связанные с этими премиями, а также с премией, Деминга и японским подходом к TQM, стали дальнейшим развитием всеобщего управления качеством, направленного на достижение этих критериев. Следующим этапом в развитии TQM на предприятиях, по мнению Т. Конти, будет выбор гибкой модели с необходимыми критериями, при достижении которых обеспечивается эффективная работа предприятия с достижением поставленных целей.
___Отличительной чертой всеобщего управления качеством является активное участие всего персонала в обеспечении требуемого качества продукции. Но это вовсе не означает, что все работники начинают усиленно заниматься рационализацией и изобретательством в ущерб своей основной работе. Наоборот, это означает, что каждый работник прежде всего добросовестно делает свое дело на своем месте: руководители предприятия руководят работой в области качества: определяют цели и направления работ (политику) в области качества, принимают решения, направленные на удовлетворение потребителей; организуют работу по качеству и обеспечивают ее необходимыми материальными ресурсами и квалифицированным персоналом, поддерживают должный уровень мотивации персонала; конструкторы разрабатывают изделия требуемого качества, исходя из свойств и характеристик, заданных заказчиками; технологи разрабатывают или используют передовые технологические процессы и предусматривают внедрение в производство необходимого оборудования; работники службы закупок обеспечивают производство необходимыми материалами и комплектующими изделиями; метрологи обеспечивают производство необходимыми средствами измерений и поддерживают их в готовности к использованию; работники, занятые непосредственно в производстве, добиваются заданных параметров (формируют качество) по мере изготовления продукции на рабочих местах; работники службы качества разрабатывают и внедряют систему качества, проверяют качество продукции, ведут работу по стандартизации и нормоконтролю, осуществляют методическое руководство и координацию работ подразделений в области качества, организуют проведение сертификации продукции и систем качества.
___Кроме этого, стимулируется участие работников в кружках качества, которые образуются рабочими для совместной творческой работы по решению самых разных проблем на рабочих местах: от улучшения освещения и расположения оборудования — до изменения скорости конвейера, применения различных приспособлений и инструмента и т.д. Все это помогает удобней и лучше работать и, в конечном счете, повышать качество продукции.
___Таким образом, суммируя, можно отметить следующие основные черты всеобщего управления качеством (TQM): ориентация работы предприятия, исходя из запросов потребителей – делать, что продается, а не продавать то, что делается; вовлечение персонала в активную работу по улучшению качества путем обеспечения его удовлетворенности за счет должной мотивации труда, содействия рационализаторской работе и организации работы кружков качества; обеспечение предприятия необходимыми ресурсами и их рациональное использование; выбор стратегии и политики в области качества, направленных на постоянное улучшение качества продукции и услуг; руководство всеми подразделениями предприятия со стороны первых лиц и администрации, исходя из необходимости обязательного обеспечения требуемого качества продукции; внедрение гибкого производства с учетом индивидуальных требований потребителей в условиях высокопроизводительного массового или крупносерийного производства; создание систем качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000; создание систем управления охраной окружающей среды по стандартам ИСО 14000, а также – систем управления профессиональной безопасностью и здоровьем (OHSAS 18000), которые дополняют систему качества, повышая эффективность и конкурентоспособность предприятия; применение процессного, системного, ситуационного и других современных подходов к управлению, накопленных практикой менеджмента; инвестиции в развитие персонала, непрерывное повышение его квалификации, обучение рабочих смежных специальностям и методам решения проблем качества; эффективное информационное и патентно-лицензионное обеспечение работ в области качества; самооценка деятельности предприятия по критериям премий в области качества, анализ существующих проблем и разработка предупредительных и профилактических мероприятий для обеспечения и повышения качества; сертификация продукции, оценка или сертификация систем качества; отслеживание и выполнение действующего законодательства в области качества, в том числе закона « О техническом регулировании в Российской Федерации».
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Управление качеством продукции с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *