Выбор профессии

___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала “Продавать-Много.РФ”.
___Выбор профессии относится к категории смыслового выбора, который характеризуется активизацией поиска профессии, способной удовлетворить ожидания общества и личные запросы оптанта (человека, выбирающего профессию), определяемые уровнем развития мотивационной сферы, анализом своих возможностей, формированием самооценки собственной профессиональной пригодности. Обращаясь к начальному этапу процесса профессионального самоопределения, Н.С. Пряжников говорит о постоянном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного).
Выбор профессии предоопрпределяетт судьбу человека. В рамках данной проблематики Д.А. Леонтьев указывает, что варианты профессиональной карьеры в крупных городах очень разнообразны, поэтому требуется специальная работа сознания лишь для того, чтобы сформировать набор альтернатив, которые будут приниматься во внимание, не говоря уже о самом выборе. Как отмечает Б.И. Сарсенбаева, в целом по итогам развития ребенка в школе результатом педагогического руководства его профессиональным самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумыванию, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. Затем уже на этапе специального профессионального обучения процесс профессионального самоопределения углубляется. При этом реализуется более или менее осознанный профессиональный выбор, обретающий форму различных стратегий:
−стратегия отодвигания (откладывания) профессионального выбора характеризуется ситуативностью самоопределения в профессии, низкой значимостью учебы, размытостью структуры смыслового будущего;
−стратегия отрицания профессии сопровождается деформацией структуры профессионального самоопределения, признаками когнитивного диссонанса и отрицательным характером взаимосвязей смыслового будущего с профессиональным самоопределением;
−стратегия принятия профессии характеризуется наличием взаимосвязи смыслового будущего со всеми компонентами профессионального самоопределения, значимостью учебы и профессии (Д.Е. Белова).
Понимая индивидуальные стратегии личностного самоопределения как определенные распределения субъектами своей активности в проблемной ситуации, отличающиеся инициативностью и реальным действенным вкладом в разрешение неопределенности, В.В. Гулякина выделила шесть стратегий самоопределения: устойчиво-активная, неустойчиво-активная, неопределенная, смешанная, неустойчиво-пассивная, устойчиво-пассивная.
Выбор профессии и Специфика профессионального самоопределения выпускников вузов состоит в том, что на период окончания человеком вуза и первые годы после него приходится адаптация личности в конкретной деятельности. К этому же времени относится и всестороннее развитие личности студента, превращение его в гражданина своей страны. По этой причине профессиональное самоопределение студента-выпускника вуза включает в себя как элементы жизненного, так и социального самоопределения.
Теория атрибутивного стиля М. Зелигмана
Профессиональное самоопределение и успешность в трудовой деятельности зависит от многих факторов. В частности, Зелигманом и его коллегами было установлено существование определенной причинной связи между каузальными атрибуциями личности, их объяснительными стилями, с одной стороны, и успеваемостью в учебе, а также успешностью и достижениями в профессиональной и спортивной деятельности – с другой.
Для описания различий в атрибуции достижений Зелигман использует понятие «стиль объяснения» или «стиль атрибуции». Атрибутивные стили Зелигмана описываются с помощью трех параметров: постоянство, широта (глобальность) и персонализация. Первый параметр указывает на постоянный или временный характер объяснения причин (атрибуции), происходящих с индивидом событий, в том числе успехов и неудач в деятельности. Второй параметр стиля атрибуции – пространственный, рассматривающий происходящие с индивидом события по степени универсальности: склонен ли человек к чрезмерному обобщению или, наоборот, к специфическому, конкретному рассмотрению отдельно взятых ситуаций. И, наконец, третий параметр – персонализация указывает на интернальный (внутренний) или экстернальный (внешний) характер причинного объяснения (атрибуции) происходящих событий и оценки достижений. Выбор профессии сегодня многие рекомендуют связать с таким видом деятельности, где понадобится оборудование для пиццерии, потому что за ним большое ббудущее.
Выделенные Зелигманом три параметра лежат в основе оптимистического или пессимистического стилей объяснения как благоприятных, так и неблагоприятных событий. Пессимистичный стиль атрибуции характеризуется объяснением плохих (неблагоприятных) событий личностными (внутренними) характеристиками, являющимися стабильными (постоянными) и универсальными (широкими), а оптимистический стиль – внешними, временными и конкретными причинами. В отношении хороших событий наблюдается противоположная картина: при пессимистическом стиле объяснения хорошие события рассматриваются как временные, вызванные внешними причинами и относящиеся к конкретной области (например, везение), а при оптимистическом стиле – как постоянные, универсальные и вызванные внутренними (личностными) причинами (например, наличием способностей).
Для диагностики атрибутивного стиля М. Селигманом и его коллегами были разработаны три специальные методики: опросник атрибутивного стиля для взрослых – ASQ и опросник атрибутивного стиля для детей 8 – 12 лет – CASQ , а также методика контент-анализа словесных объяснений – CAVE.
Пессимистический стиль атрибуции является стойкой характеристикой, которая формируется в детстве и юности.
В ходе профессионализации формируется профессионализм. Профессионализм – баланс предшествующего обучения и особенностей самой работы. A. К. Маркова выделяет следующие критерии профессионализма: стремление развивать себя как профессионала; внутренний локус профессионального контроля; объем осознаваемых признаков профессионала; целостный образ себя как профессионала; способность к саморазвитию средствами профессии, к компенсации недостающих качеств и др. Вопросы становления субъекта труда как профессионала в российской субкультуре обстоятельно рассматриваются в монографиях В. А. Бодрова, Е. Ф. Зесра, Е. А. Климова, А. К. Марковой, Н. С. Пряжнпкова и др.
Актуальным является вопрос противоречий становления профессионализма субъекта труда:
♦ противоречие между саморазвитием и самосохранением в профессии;
♦ противостояние ориентации на результаты и на процессы труда;
♦ несовпадение предметных, социальных эталонов, норм труда с индивидуальными нормами и критериями;
♦ несогласованность становления различных видов компетентности (специальной, социальной, личностной, индивидуальной);
♦ рассогласование темпов развития мотивационной и операциональной сфер профессиональной деятельности;
♦ несогласованность роли и степени выраженности процессов развития и компенсации у разных людей, а также у одного человека на разных этапах развития;
♦ неравномерность освоения отдельных действий и целостной структуры профессиональной деятельности;
♦ противоречие в сознании человека между стремлением к узкой специализации и потребностью в широкой компетентности, в знаниях о смежных профессиях, в желании быть «универсалом»;
♦ несогласованность «ценностного отношения к себе в труде и труду в себе» (например, «любить искусство в себе или себя в искусстве»);
♦ расхождение между усиливающейся конкуренцией на рынке труда, безработицей и умением делать самостоятельный выбор в профессиональной сфере, быть готовым к ошибкам и др.
Компетентность – новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. В своих интегральных проявлениях знания, умения, способности и личностные характеристика работника лежат в основе профессиональной компетентности.
___
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *