Гипотетически мыслимый выход в сложной ситуации

___Главный специалист по философии науки в промышленности нашей уникальной компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов по ОТиПБ: 
___Гипотетически мыслимый выход в сложной ситуации мог бы состоять в том, чтобы, сославшись на серьезность ситуации, не обращать внимания на все названные трудности и совершить прыжок вперед. В этом случае устанавливались бы определенные целевые установки для будущего развития техники, которые затем после устранения всех мешающих воздействий должны были бы претворяться в жизнь. Такой образ действий предполагал бы, что ориентируются на нормативно-обязательный для всех образ человека и однозначную концепцию будущего общества, которые затем должны были бы осуществляться вопреки любому сопротивлению. Последовательное осуществление этой идеи выливалось бы, следовательно,— даже тогда, когда находящимся у власти приписывают лучшие намерения,— в некую совершенную диктатуру. Однако тем самым подлинное намерение поставить технику на службу человеку, чтобы для нынешнего и последующих поколений сделать возможным в полном смысле этого слова достойное человека существование, превращается в свою абсолютную противоположность. Следовательно, мысленная модель подобного экстремального решения сама собой приводит ad absurdum (к абсурду).
___При более пристальном рассмотрении обнаруживается также, что управление техническими изменениями наподобие того, как корабль в открытом море изменением курса может быть направлен в совершенно ином направлении, было бы неподходящим. Такой тотальный контроль является нежелательным и практически бесполезным; не может быть речи и о том, чтобы полностью отказаться от имеющихся технических достижений. Современная техника стала неотъемлемой составной частью нашей материальной — а косвенно также и духовной — культуры. Техническая традиция глубоко уходит своими корнями в эпохи Ренессанса, рационализма и Просвещения. Усомниться в ней в принципе означало бы не только поставить под угрозу достигнутый уровень жизни, а для многих людей даже выживание, но также и потерю личности. Поэтому в большей мере подходит другая метафора: поток технических изменений, питаемый исторически образовавшимися источниками, должен надлежащим образом канализироваться и направляться.
___Так как все исторические перемены — возможно, за исключением революций — основываются на различных постепенных изменениях, здесь можно было бы, продумывая шаг за шагом продолжительный период времени, прийти к далеко идущим выводам. В данном конкретном случае это означает, что практическая реализация возможных технических инноваций происходит ускоренно или замедленно в соответствии с состоянием потребностей, причем посредством политических мероприятий (издание законов, налоговая политика) привносятся совершенно определенные приоритеты.
___Напряженные взаимоотношения между теоретической конструкцией некоего совершенного управления и ограниченными возможностями, предоставляемыми реальным человеческим порядком и случайным ходом истории, допускают лишь один прагматический путь. Радикальные политические программы, такие, как программа Вольфганга Хариха, предлагают столь же мало осуществимый путь, как и стратегия laissez-faire (свободного предпринимательства) , идея совершенного решения и пассивное принятие того, приход чего для нас кажется неизбежным, равным образом неудачны.
___Однако в то же время невозможно уклониться и от коренных вопросов, ибо от нас постоянно требуются далеко идущие решения относительно будущего развития техники. Поэтому необходимо создавать общее сознание проблемы и информировать широкую общественность о тех альтернативах, которые в настоящее время поддаются учету. В рамках этого процесса просвещения дескриптивная оценка последствий использования техники (Technology Assessment) имеет свою законную и даже необходимую функцию: она может обнаруживать спектр возможностей действия и устанавливать, каких результатов следует ожидать всякий раз с некоторой долей вероятности от определенного хода событий. Ведь право на нормативную оценку последствий, связанных с техникой, не может быть отнято у граждан и передано экспертам . Бремя ответственности за будущее развитие нужно нести всем вместе ценности, это означает, что мы вовсе не знаем детально тех приоритетов, которые будут установлены грядущими поколениями, хотя мы сегодня благодаря нашим решениям относительно новых технологий предопределяем эти условия жизни для тех, кто придет за нами.
___Гипотетически мыслимый выход мог бы состоять в том, чтобы, сославшись на серьезность ситуации, не обращать внимания на все названные трудности и совершить прыжок вперед. В этом случае устанавливались бы определенные целевые установки для будущего развития техники, которые затем после устранения всех мешающих воздействий должны были бы претворяться в жизнь. Такой образ действий предполагал бы, что ориентируются на нормативно-обязательный для всех образ человека и однозначную концепцию будущего общества, которые затем должны были бы осуществляться вопреки любому сопротивлению. Последовательное осуществление этой идеи выливалось бы, следовательно,— даже тогда, когда находящимся у власти приписывают лучшие намерения,— в некую совершенную диктатуру. Однако тем самым подлинное намерение поставить технику на службу человеку, чтобы для нынешнего и последующих поколений сделать возможным в полном смысле этого слова достойное человека существование, превращается в свою абсолютную противоположность. Следовательно, мысленная модель подобного экстремального решения сама собой приводит ad absurdum (к абсурду).
___При более пристальном рассмотрении обнаруживается также, что управление техническими изменениями наподобие того, как корабль в открытом море изменением курса может быть направлен в совершенно ином направлении, было бы неподходящим. Такой тотальный контроль является нежелательным и практически бесполезным; не может быть речи и о том, чтобы полностью отказаться от имеющихся технических достижений. Современная техника стала неотъемлемой составной частью нашей материальной — а косвенно также и духовной — культуры. Техническая традиция глубоко уходит своими корнями в эпохи Ренессанса, рационализма и Просвещения. Усомниться в ней в принципе означало бы не только поставить под угрозу достигнутый уровень жизни, а для многих людей даже выживание, но также и потерю личности. Поэтому в большей мере подходит другая метафора: поток технических изменений, питаемый исторически образовавшимися источниками, должен надлежащим образом канализироваться и направляться.
___ 
___________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *