Дистанционное обучение

___Директор по развитию персонала нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов Отдела Обучения: 
___Дистанционное обучение — это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Современное дистанционное обучение через интернет — это самостоятельная форма повышения квалификации специалистов, поэтому информационные технологии в дистанционном обучении являются основополагающим средством коммуникации преподавателей и обучающихся.
___В наше время интернет-технологии позволили обучаться дистанционно большинству желающих, образовав огромную сеть с беспрецедентным количеством информации и вовлеченных в обучение студентов и преподавателей. Еще каких-то 50 лет назад такое было невозможно представить, а теперь это реальность, которая претендует на главенствующую роль в образовании. Вот так дистанционное обучение появилось, заявило о себе и продолжает уверенно занимать свою долю на рынке образовательных услуг планеты. На сегодняшний день, чтобы преуспеть в любом деле, необходимо постоянно развиваться, учиться и овладевать новыми знаниями и информацией, повышая свою профессиональную планку — всё это позволяет сделать возможным дистанционное образование. Понятие дистанционного обучения охватывает как стандартные программы по повышению уровня квалификации, так и полноценные курсы высшего образования, во время которых реализуются способы тесного контакта студентов с преподавателями и сокурсниками, практически по аналогичной схеме, используемой и во время очного обучения. Однако во время дистанционного обучения образовательные учреждения могут задействовать и использовать гораздо более широкий инструментарий: специально подобранные и оптимизированные под студентов компьютерные программы, конференц-связь, электронную почту, онлайн-мессенджеры, а если говорить о материальной базе, то для обеспечения интерактивности процесса ДО служат персональные компьютеры, смартфоны и даже устройства виртуальной реальности. Полноценный курс дистанционного образования не только предоставляет программу лекций, открывая студентам учебные материалы, но и организует процесс обучения таким образом, чтобы студентам было доступно и интересно. Только обеспечив интерес к предметам, азарт и жажду знаний, можно добиться от студентов хорошей успеваемости. Поэтому хорошая программа дистанционного образования нацелена именно на полное вовлечение и погружение студентов в образовательный процесс и дальнейшее самообразование.
___Виды дистанционного обучения могут использоваться как по раздельности, так и в совокупности. Это зависит от того, какие технические средства обучения использует то или иное образовательное учреждение, предоставляющее такие услуги. Соответственно выбранным средствам обучения, определяется их эффективность. Например, обучение посредством радио и телевидения не предполагает получение персонифицированной информации, а лишь преподнесение общей. Выбор вида дистанционного обучения не зависит от учебной дисциплины. Для каждой из дисциплин мы вправе выбрать любой или даже все возможные виды. Основное правило – их успешное сочетание, что позволяет сделать процесс познания нового менее монотонным и более интересным. Видеоконференция представляет собой встречу или общение между людьми, которые находятся в различных местах и используют видеотехнологии в качестве основного канала связи. Видеоконференции специально разработаны с целью поддержания двусторонней аудио- и видеосвязи между преподавателем и студентами и интегрируются в программы по дистанционному обучению с их минимальной адаптацией. В качестве технологии в видеоконференциях используется сжатое видео в цифровом формате. Главным преимуществом такой формы обучения является наличие визуального контакта в режиме реального времени. Видя друг друга, ученик и учитель могут убедиться в степени понимания предмета, а также удостовериться в заинтересованности путем вопросов и наблюдений за языком жестов. Это является важным психологическим аспектом, который повышает эффективность процесса обучения. Видеоконференции охватывают самое большое количество участников образовательного процесса и создают единую среду, что особенно эффективно при корпоративном обучении. Аудиоконференция — это такой вид электронной конференции, в ходе которой ее участники используют телефоны либо оборудование, специально разработанное для общения посредством голоса. Аудиоконференция может проводиться один на один с учеником, а также успешно применяться при работе с группой студентов. Аудиоконференция является достаточно доступным видом обучения, благодаря ее легкому регулированию и отсутствию сложностей в технической модификации. С помощью этого вида дистанционного образования можно организовывать практические занятия, семинары и проводить лекции. Компьютерная телеконференция — это видеоконференция с применением персонального компьютера и с возможностью быстрого Интернет-соединения, наличием микрофона и цифровой видеокамеры. При применении компьютерных телеконференций в дистанционном обучении используется двухканальное или многоканальное видео и аудио. Основные недостатки этого вида дистанционного обучения — высокие требования к скорости соединения, которая может быть технически недоступна в некоторых регионах, и наличие специального оборудования, о котором мы говорили выше. Отметим также, что успешность применения компьютерных телеконференций напрямую зависит от творческих навыков преподавателя. Особенно эффективен потенциал использования компьютерных телеконференций при организации коллективной работы учеников, реализации методов с внедрением ролевых игр и интеллектуальных конкурсов.
___Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) на современно этапе – это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. При осуществлении дистанционного обучения информационные технологии должны обеспечивать: доставку обучаемым основного объема изучаемого материала; интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения; предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала; оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения. Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии: предоставление учебников и другого печатного материала; пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям; дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации; видеопленки; трансляция учебных программ по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям; кабельное телевидение; голосовая почта; двусторонние видеотелеконференции; односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону; электронные (компьютерные) образовательные ресурсы. Необходимая часть системы дистанционного обучения – самообучение. В процессе самообучения студент может изучать материал, пользуясь печатными изданиями, видеопленками, электронными учебниками и CD-ROM- учебниками и справочниками. К тому же студент должен иметь доступ к электронным библиотекам и базам данных, содержащим огромное количество разнообразной информации.
___Несомненно, у удалённой формы образования имеется масса достоинств. Расширение “клиентской базы” образовательных учреждений. Удалённо обучаться могут не только обычные ученики, но и люди с ограниченными физическими возможностями, а также те, чьё географическое местоположение располагается в отдалённых, труднодоступных регионах. Более широкие возможности работы с материалом. В обычных ситуациях преподаватель всегда ограничен временными рамками, учебным планом и даже возможность подачи материала. Отсутствие обычных рамок расширяет возможности обучения и позволяет использовать их “на всю катушку”. Унификация образовательного процесса. Не секрет, что в различных регионах ситуация с образованием обстоит по-разному. Использование удалённого обучения позволяет стереть эти рамки и наплевать на различия, централизуя образовательные процессы на должном уровне. Комфортные условия получения знаний. Психологический комфорт играет не последнюю роль в уровне и качестве усвоения знаний, умений и навыков. Дистанционное обучение позволяет ученику оставаться в комфортной, привычной среде, и никоим образом не нарушает его личное пространство.
___Несмотря на неоспоримые достоинства, идеализировать систему дистанционного обучения, конечно же, не стоит. У неё имеется целый ряд недостатков, которые нужно учесть и, по возможности, свести к минимуму. Недостаточно чётко организованный контроль. Несмотря на то, что ученик в ходе дистанционного обучения, будет выполнять контрольные работы, писать сочинения и рефераты, они, конечно же, не являются полновесными мерилами качества. Проверяя знания дистанционно, учитель не имеет действительно полноценной возможности оценить уровень подготовки ученика и быть уверенным, что при составлении ответов на вопросы он не использовал шпаргалки и учебные пособия. Некоторая теоретизация процесса обучения. При удалённом обучении теоретизация предмета является неизбежным злом – если ученик не слишком заинтересован в усвоении и применении на практике знаний, обучение превратиться в механический процесс, и не даст нужного результата. Зависимость от технологий. Ещё одно слабое место подобного способа получения образования в том, что электронная база может оказаться уязвимой для хакеров и при вторжении в неё стороны могут утратить всю документальную базу – историю выполненных лабораторных работ, учебные пособия и материалы, призванные помочь в обучении. Разброс по качеству образования и его цене. За явным отсутствием централизации дистанционного образования, неизбежно возникнут ситуации, когда регионы будут предлагать дистанционное образование по различным ценам. Как правило, этот процесс также сопряжён с недостаточно ровным уровнем качества образовательных услуг. Впрочем, это уже вопрос рыночной конкуренции.
___На правах вывода можно сказать, что дистанционное образование – не только востребованная форма обучения, но и довольно перспективная. Однако для того, чтобы использовать её с максимальной эффективностью, нужно чтобы техническая и теоретическая база были на должном уровне. И, конечно, не последнюю играет заинтересованность в образовательном процессе обучаемой и обучающей стороны.
___ 
___________________________________________
Запись опубликована в рубрике Повышение квалификации специалистов с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *