дорога от «Бог мертв» до «Бог находится на Земле»

___Генеральный директор нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Какова же дорога от «Бог мертв» до «Бог находится на Земле»? Можно было бы предположить, что уже сильно больной Ницше отождествляет самого себя с Богом на Земле, что эти слова выражают его манию величия. И, стало быть, это вопрос не философский, и не теологический, а медицинский. В подтверждение последней точки зрения приводим записку к молодой женщине Салис (Fraulein von Salis) : «Мир просвещен ибо Бог на Земле. Разве вы не видите, как радуются все небеса? Я только что завладел своим царством, брошу Папу в тюрьму и прикажу Вильгельма, Бисмарка и заплесневевших расстрелять. Ваш Распятый. Январь 1889 года».
___Бог Антихриста земной и в то же время «потусторонний», т.е. стоящий по ту сторону добра и зла. Земных добра и зла – иных мы не знаем. Этот Бог «Дионис» (Вакх) – полный жизненной силы и воплощающий ее, всему говорящий «да», все принимающий. Этот Бог является универсальным масштабом приятия мира и людей, каковы они есть, а не должны (кому должны?) быть, масштабом истинной просвещенности – просветленности. Бог Диониса есть доверительный и радостный фатализм в чистом виде.
___В этом своем понимании Ницше опирается и на некоторые положения Гете, Бетховена, Шопенгауэра и Шеллинга. Например, на мысль Гете о том, что лишь единичное достойно отрицания. У Шопенгауэра: «Поэтому если жизнь, как она есть, удовлетворяет, если она во всех отношениях признается, ее можно рассматривать как бесконечную», т.е. как всегда действительную, не имеющую ни прошлого, ни будущего, но всегда настоящую. У Шеллинга имеется выражение «дионисическая тройка», в которую кроме Диониса (Вакха) входят еще Цагройс (Zagreus) и долженствующий еще прийти Якхос (Jakchos). Таинственный центр троицы составляет история страстей Диониса, который родился от богини, полагает Шеллинг, плодородия Деметры.
___Признание дионисийского Бога, дионисийства означает и спокойное приятие («das Jasagen») необходимости противоречий, борьбы, войны. Дионисийский Бог радикальнее христианского: у Христа «любите врагов своих», у Диониса – приятие всего в мире. Ницше дает формулу приятия мира, выше которой прыгнуть нельзя. Это приятие мира базируется на его понимании мира как эстетического целого.
___Христианская теология представляет Бога как чистый дух, что является противопоставлением Бога жизни. Бог, не говорящий «да» любому проявлению жизни, не есть подлинный Бог. Любое проявление жизни есть «нет» смерти, и любое проявление «нет» жизни есть «да» смерти. Христианский Бог есть Бог смерти на Земле и жизни «на небе». Бог жизни на Земле, в любых ее проявлениях – это Дионис. И Ницше приписывает Христу такие слова, которые противопоставляют его церковному христианству и сближают с Дионисом: наличные законы существуют для рабов: «… любимый Бог, как я его люблю как его сын! Что нам, как сыновьям Бога, мораль!». Бог не знает морали, человеческой морали, не знает добра и зла, которые бы стояли выше жизни: она сама их определяет или отвергает. Жизнь преступает любые правила, установленные ей самой или кем ли иным, создает новые по мере надобности. Понимание жизни Дионисом: сущность жизни божественна в целом, как в ее творческом, так и в ее разрушительном самоутверждении.
___Христианскому смыслу страдания Дионис-Ницше противопоставляет естественный для жизни трагический смысл страдания. По христианскому смыслу страдание есть один из путей к блаженному бытию. По дионисийскому смыслу человеку жить и само по себе благо и нет нужды оправдывать страдания человека для мнимого большего блаженства. Бог церковного христианства – противник жизни, вместо того, чтобы быть ее покровителем, просветителем. В другом месте он утверждает, что антихристиане все язычники: «Язычники все, кто говорит жизни «да».
___Греческие Боги своей немыслимой жестокостью оправдывали греков с их мелкими преступлениями, облегчали их угрызения совести, облегчали их жизнь психологически. Христианский Бог и церковная мораль превратили людей в ничтожных, злых, вечно виноватых от рождения и до смерти, тварей.
___ 
___________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *