Изменения в познавательных структурах науки и техники

___Главный специалист по философии науки в промышленности нашей уникальной компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации инженеров сектора познания и разработки технологических процессов: 
___Некоторые новые типы утверждений поддерживают впечатление, создаваемое изменениями в познавательных структурах науки и техники. Самым ранним примером институционализации прикладного исследования, функции, которая, по-видимому, является логическим следствием разделения науки и техники всюду, где это происходит, является основание «Physikalisch Technische Reichs-anstalt» — Имперского физико-технического института. Не связанный напрямую с практикой и свободный от функции обучения, он, как предполагалось, должен был организовать передачу научных открытий для технического применения. Разделенный на технико-механическое и научно-физическое отделения, Имперский физико-технический институт занимался и фундаментальным, и прикладным исследованием, и техникой. К тому же его основание было реакцией на нужды усовершенствования точных научных приборов, испытания материалов и измерения, которые отставали от промышленной практики. Его задача была определена по двум линиям: физическое отделение должно было выполнять физический анализ и измерения, которые первоначально имели целью решение научных проблем огромной важности в «научном и техническом направлении»; техническое отделение, как предполагалось, определяет меры, веса и постоянные вещества и переводит результаты фундаментальных исследований в соответствующую технологию. Независимо от позднейшего развития это было институционализацией посреднической функции между наукой и техникой, которая нашла много последователей в других местах.
___Этот тип института, однако, вытесняется или перенимается другим институтом, отражающим еще более тесную связь между наукой и техникой. Одним из примеров является лаборатория в «основанных на науке отраслях промышленности» (особенно электронике, химии, связи и инструментальной промышленности) с междисциплинарными исследовательскими группами и с высокообразованным персоналом; эти показатели места в развитии и уровня технического развития и придвинули указанные отрасли промышленности очень близко к организации самой науки . Нельсон и др. указывают, что возникла и новая стратегия поддержки, в которой акцент сделан на «некоторых ключевых сферах, где улучшенное понимание, вероятно, дает, в частности, решение практических проблем и раскрывает перспективные для развития сферы». В основанных на науке отраслях промышленности, следовательно, исчезает важный критерий разграничения науки и техники: «Исследование, направленное на открытие новых возможностей, заменило и случайное развитие в соответствующих науках, и традиционное главное изобретательское усилие, направленное на решение проблем
___Еще один, решающий пример следует видеть в возникновении специальных передаточных учреждений, которые мы в другом месте назвали «гибридными сообществами». Они являются организационными структурами, в которых ученые, политики, администраторы и представители промышленности и других групп интересов непосредственно связываются, чтобы определять проблему, исследовательскую стратегию и найти решения. Это включает в себя процесс перевода политических целей в технические цели и исследовательские стратегии, связывающий разные дискурсивные универсумы. На сегодняшний день не возникло никакого объединенного институционального окружения для этой особой стуктуры. Разнообазие организационных структур огромно… Их функцией, однако, неизменно является переработка растущей коммуникационной нагрузки, являющейся следствием дифференциации политической, технической и научной систем. Институциональное развитие, как оно обнаруживается этими различными типами организаций, является следствием разделения производства теоретического знания и практических применений этого знания. Институционально раздельное существование ставит проблему посредничества этих различных социальных контекстов, обычно встречающуюся в связи с дифференциацией и ведущую к дальнейшей сложности. Это является также сущностью процесса сциентификации, но остается проблема, почему производство теоретического знания не приводит к полной его независимости от других социальных контекстов, что существует в тенденции. На эту проблему можно ответить, взглянув на макроаналитический уровень социального производства и распространения знания.
___Развитие, которое мы описали в этом разделе, может быть названо «сциентификацией» и последующей рефлексивностью техники и социальной организации в целом. В случае «сциентификации» мы подразумеваем, что научное знание все более определяет социальные процессы. Прежде всего это применимо к технике, но, кроме этого, экономическое развитие, специализация и разделение труда, а также организация, направление и контроль социальных подсистем делаются возможными через применение систематического знания. В некотором отношении это означает, что социальная практика связана с развитием науки. Всякий раз, когда это возможно, научное знание переводится в практический контекст. На ранних стадиях этот процесс научного развития, т.е. дисциплинарная теоретическая конструкция, остается в принципе ориентированным на внутренние критерии соответствия, в то время как параллельно этому возникают и расширяются институциональные условия для применения и развития научного знания. Можно сказать, что, как только возникла наука как таковая, она все более демонстрировала свое превосходство в качестве средства организации и контроля опыта. Расширение применения научного знания в других контекстах социальной практики, следовательно, является «неизбежной» эволюционной стадией. Она является «неизбежной» потому, что сциентификация реализуется, так сказать, через другие критерии значимости, а не вопреки ей.
___К тому же существует дополнительный аспект этого развития: рефлексивность. Обеспечивая пригодность и применение научного знания в других контекстах социальной практики, она все более становится воспринимаемой с точки зрения научного знания или скорее с точки зрения доступности для «научного познавания», т.е. систематического объяснения, надежного предсказания и т.д. Одним из механизмов в динамике научного развития и эволюции социальной практики является то, что все больше проблем становится объектом действий по принятию решений только после того, как определены их причины. По существу, знание зависит от предшествующих достижений в науке. По мере того как социальная практика становится рефлексивной, она — и это второй механизм — порождает проблемы, доступность которых «научному познанию» является частью этой практики и которые, следовательно, становятся объектом систематических форм опыта. Этот механизм становится очевидным в предупреждающей ссылке и опоре на потенциал науки для контроля за будущими вторичными последствиями сегодняшних решений, которые все более характеризуют политическое действие. Принятие решений, другими словами, не основывается более только лишь на наличном знании, но одновременно на антиципированных вторичных выводах в сознании. Поскольку они не могут быть познаны с помощью опыта, или если могут, то только очень высокой социальной ценой, они требуют предсказания, основанного на систематическом знании об интересующих объектах. Это влечет за собой растущее «давление» со стороны всех сфер соцальной практики на производство знания. Сказанное больше не ограничивается академической наукой в институциональном смысле, но охватывает и другие сферы социальной практики. С точки зрения институционализированной науки это оказывается целью или проблемной ориентацией. Стадия рефлексивности, таким образом, характеризуется независимостью научной рефлексии от «практических» целей и целевой ориентацией на научное развитие. Оно существует в «сциентификации» техники, где эта конфигурация становится впервые видимой. Но существуют очевидные показатели в структуре и социальной организации производства знания и обучения.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *