___Генеральный директор нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов:
___Традиционный для социальной философии вопрос – как возможен социальный порядок – в свете его критики концепции стратегического действия. Со времен Гоббса основные усилия философов опирались на попытку объяснить возможность социального порядка, исходя из атомистского понятия стратегического действия. Хабермас показывает несостоятельность таких попыток и ищет альтернативный им подход. Как из взаимосвязи интеракций, основанных на воздействии друг на друга акторов, ориентированных на целедостижение, утверждается социальный порядок? Как объяснить происхождение норм из интересов индивидов, случайным образом воздействующих друг на друга?
___В целом Хабермас принимает ответ, даваемый на этот вопрос системной теорией. Социальные действия индивидов организованы в комплексные функционально ориентированные системы, получающие определенную независимость от воли и желания действующих в их рамках акторов. Системный функционализм предпринимает попытку объяснения социального порядка при помощи введения понятия средств управления, направляющих коммуникационные потоки и руководящих поведением индивидов. Функциональные системы Парсонса могут быть описаны каксаморегулируемые комплексы, которые координируют действия вокруг специфических механизмов или «кодов», таких, какденьги и власть. Пример этого подхода – управляемый деньгами рыночный обмен. В этом случае стратегическое действие, связанное с рациональным выбором, рассматривается как элемент, совместимый со средством управления. Информация, идущая через денежный код, обеспечивает координацию действий, невзирая на риск непонимания, ставящего под угрозу социальный порядок. Системы взаимодействий, руководимые с помощью системных средств управления («медиа»), воплощают не инструментальный разум, локализованный в целе- рациональности носителей (как это было, к примеру, у Т. Гоббса и М. Вебера), а разум функциональный, свойственный саморегулирующимся системам. Место общностей и групп, объединяемых повседневной практикой и совместными языковыми играми, у них занимают системы. Рациональность взаимодействия их элементов и окружающего мира между собой образует, по замыслу создателей этой теории, особый тип системной рациональности.
___Полемике с началами системной теории была посвящена дискуссия Хабермаса с Н. Луманам, опубликованная в сборнике «Теория общества или социальная технология» и вызвавшая большой общественный интерес. Предметом дискуссии послужило разное понимание системной теории, с которой солидаризировался каждый из них. Для Хабермаса было принципиально доказать недостаточность и несостоятельность узкосистемного подхода, при котором общество рассматривается как сложная машина, лишенная разума. Не различие и диссенс, а консенсус делает общество обществом. Не математика системно-функциональных соотношений, а разумное действие становится основным определяющим ядром социальной эволюции. Не структурная безликость общественной системы, а ее интерсубъективный характер, возникающий в результате интерперсональных взаимодействий, образует ткань общественной жизни. Философская критика служит именно для того, чтобы, вскрывая недостаточность системных, институциональных отношений, за которыми стоит инструментальный разум, обнаруживать место сферы коммуникативного действия, в которой жив и действует коммуникативный разум. На этом строится хабермасовский принцип взаимодополнительности понятий системы и жизненного мира.
___Далее, Хабермас настроен критически по отношению к идее универсализации социальных кодов. Далеко не в каждой области жизнедеятельности можно отыскать подобные коды, и уж наверняка особенности жизненного мира будут выражены ими неадекватно. Системному функционализму недоступны интуитивные знания членов жизненного мира, путь к которому лежит через герменевтическую перспективу участника повседневной коммуникативной практики. Впрочем, герменевтическому подходу свойственна другая крайность – стремление понять социокультурную жизненную взаимосвязь исключительно изнутри, из закрытого пространства партикулярных коммуникативных игр. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса представляет собой попытку объяснения социального порядка путем совмещения двух подходов – понимающего и структурно-функционального.
___Разрешить это противоречие Хабермасу помогает понятие «жизненного мира», в котором философ воплощает интуицию, близкую к апелевской парадигме «реального коммуникативного сообщества». Хабермас вводит понятие «жизненного мира» как комплементарное к концепции коммуникативного действия. Оно определяет основания коммуникации, которые акторы совместно разделяют, и границы горизонта коммуникации, в котором акторы друг с другом общаются. Жизненный мир содержит и передает предшествующий опыт интерпретативных практик и культур.
___В целом Хабермас принимает ответ, даваемый на этот вопрос системной теорией. Социальные действия индивидов организованы в комплексные функционально ориентированные системы, получающие определенную независимость от воли и желания действующих в их рамках акторов. Системный функционализм предпринимает попытку объяснения социального порядка при помощи введения понятия средств управления, направляющих коммуникационные потоки и руководящих поведением индивидов. Функциональные системы Парсонса могут быть описаны каксаморегулируемые комплексы, которые координируют действия вокруг специфических механизмов или «кодов», таких, какденьги и власть. Пример этого подхода – управляемый деньгами рыночный обмен. В этом случае стратегическое действие, связанное с рациональным выбором, рассматривается как элемент, совместимый со средством управления. Информация, идущая через денежный код, обеспечивает координацию действий, невзирая на риск непонимания, ставящего под угрозу социальный порядок. Системы взаимодействий, руководимые с помощью системных средств управления («медиа»), воплощают не инструментальный разум, локализованный в целе- рациональности носителей (как это было, к примеру, у Т. Гоббса и М. Вебера), а разум функциональный, свойственный саморегулирующимся системам. Место общностей и групп, объединяемых повседневной практикой и совместными языковыми играми, у них занимают системы. Рациональность взаимодействия их элементов и окружающего мира между собой образует, по замыслу создателей этой теории, особый тип системной рациональности.
___Полемике с началами системной теории была посвящена дискуссия Хабермаса с Н. Луманам, опубликованная в сборнике «Теория общества или социальная технология» и вызвавшая большой общественный интерес. Предметом дискуссии послужило разное понимание системной теории, с которой солидаризировался каждый из них. Для Хабермаса было принципиально доказать недостаточность и несостоятельность узкосистемного подхода, при котором общество рассматривается как сложная машина, лишенная разума. Не различие и диссенс, а консенсус делает общество обществом. Не математика системно-функциональных соотношений, а разумное действие становится основным определяющим ядром социальной эволюции. Не структурная безликость общественной системы, а ее интерсубъективный характер, возникающий в результате интерперсональных взаимодействий, образует ткань общественной жизни. Философская критика служит именно для того, чтобы, вскрывая недостаточность системных, институциональных отношений, за которыми стоит инструментальный разум, обнаруживать место сферы коммуникативного действия, в которой жив и действует коммуникативный разум. На этом строится хабермасовский принцип взаимодополнительности понятий системы и жизненного мира.
___Далее, Хабермас настроен критически по отношению к идее универсализации социальных кодов. Далеко не в каждой области жизнедеятельности можно отыскать подобные коды, и уж наверняка особенности жизненного мира будут выражены ими неадекватно. Системному функционализму недоступны интуитивные знания членов жизненного мира, путь к которому лежит через герменевтическую перспективу участника повседневной коммуникативной практики. Впрочем, герменевтическому подходу свойственна другая крайность – стремление понять социокультурную жизненную взаимосвязь исключительно изнутри, из закрытого пространства партикулярных коммуникативных игр. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса представляет собой попытку объяснения социального порядка путем совмещения двух подходов – понимающего и структурно-функционального.
___Разрешить это противоречие Хабермасу помогает понятие «жизненного мира», в котором философ воплощает интуицию, близкую к апелевской парадигме «реального коммуникативного сообщества». Хабермас вводит понятие «жизненного мира» как комплементарное к концепции коммуникативного действия. Оно определяет основания коммуникации, которые акторы совместно разделяют, и границы горизонта коммуникации, в котором акторы друг с другом общаются. Жизненный мир содержит и передает предшествующий опыт интерпретативных практик и культур.
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________