___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала “Продавать-Много.РФ”.
___Классификация видов операторского труда: Деятельность оператора в системе «человек – машина» может носить самый разнообразный характер. Несмотря на это, в общем виде она может быть представлена в виде четырех основных этапов.
Прием информации. На этом этапе осуществляется восприятие поступающей информации об объектах управления и тех свойствах окружающей среды и СЧМ в целом, которые важны для решения задачи, поставленной перед системой «человек – машина». При этом осуществляются такие действия, как обнаружение сигналов, выделение из их совокупности наиболее значимых, их расшифровка и декодирование; в результате у оператора складывается предварительное представление о состоянии управляемого объекта: информация приводится к виду, пригодному для оценки и принятия решения.
Классификация видов операторского труда как оценка и переработка информации. На этом этапе производится сопоставление заданных и текущих (реальных) режимов работы СЧМ, производится анализ и обобщение информации, выделяются критические объекты и ситуации и на основании заранее известных критериев важности и срочности определяется очередность обработки информации. Качество выполнения этого этапа во многом зависит от принятых способов кодирования информации и возможностей оператора по ее декодированию. На данном этапе оператором могут выполняться такие действия, как запоминание информации, извлечение ее из памяти, декодирование и т.п.
Принятие решения. Решение о необходимых действиях принимается на основе проведенного анализа и оценки информации, а также на основе других известных сведений о целях и условиях работы системы, возможных способах действия, последствиях правильных и ошибочных решений и т.д. Время принятия решения существенным образом зависит от энтропии множества решений.
Реализация принятого решения. На этом этапе осуществляется проведение принятого решения в исполнение путем выполнения определенных действий или отдачи соответствующих распоряжений. Отдельными действиями на этом этапе являются: перекодирование принятого решения в машинный код, поиск нужного органа управления, движение руки к органу управления и манипуляция с ним (нажатие кнопки, включение тумблера, поворот рычага и т.п.).
Наряду с рассмотренными общими чертами деятельности оператора выделяют и различные виды операторского труда, каждый из которых характеризуется своими частными особенностями.
Оператор-технолог непосредственно включен в технологический процесс. Он работает в основном в режиме немедленного обслуживания. Преобладающими в его деятельности являются управляющие действия. Выполнение действий регламентируется обычно инструкциями, которые содержат, как правило, почти полный набор ситуаций и решений. К этому виду относятся операторы технологических процессов, автоматических линий, операторы по приему и переработке информации и т.п.
Оператор-наблюдатель (контролер) является классическим типом оператора, с изучения деятельности которого и началась инженерная психология. Возможное значение для деятельности такого оператора имеют информационные и концептуальные модели, а также процессы принятия решения. Управляющие действия контролера несколько упрощены. Оператор-наблюдатель может работать в режиме отстроченного обслуживания. Такой тип деятельности является массовым для систем, работающих в реальном масштабе времени (операторы радиолокационной станции, диспетчеры на различных видах транспорта и т.д. )
Оператор-исследователь в значительно большей степени использует аппарат понятийного мышления и опыт, заложенные в концептуальную модель. Органы управления играют для него еще меньшую роль, а «вес» информационных моделей, наоборот, существенно увеличивается. К таким операторам относятся пользователи вычислительных систем, дешифровщики различных объектов (образов) и т.д.
Оператор-руководитель в принципе мало отличается от предыдущего типа, но для него механизмы интеллектуальной деятельности играют главенствующую роль. К таким операторам относятся организаторы, руководители различных уровней, лица, принимающие ответственные решения в человеко-машинных комплексах и обладающие интуицией, знанием и опытом.
Для деятельности оператора-манипулятора большое значение имеет сенсомоторная координация (например, непрерывное слежение за движущимся объектом) и моторные (двигательные) навыки. Хотя механизмы моторной деятельности имеют для него главенствующее значение, в деятельности используется также аппарат понятийного и образного мышления. В функции оператора-манипулятора входит управление роботами, манипуляторами, машинами-усилителями мышечной энергии человека (станки, экскаваторы, транспортные средства и т.п. ).
Классификация видов операторского труда подразумевает психологические основы техники безопасности, поэтому очень важна грамотная организация труда. Организация онлайн-трансляций мероприятий является частной и самой характерной областью всех мероприятий.
Усложнение и увеличение масштаба технических и технологических систем, рост автоматизации производства обостряет проблему надежности человеческого звена. Понятие “охрана труда” включает в себя снижение производственного травматизма; контроль факторов вредно отражающихся на здоровье работников; факторы личности, имеющие принципиальное значение в опасной производственной ситуации. Охрана труда – это комплекс мероприятий, обеспечивающих снижение производственного травматизма и контроль за вредными факторами. Рассматривая проблемы охраны труда, можно выделить два аспекта, требующих психологического анализа:
.Научно-психологическое обоснование мероприятий по технике безопасности.
.Психические особенности и состояния человека, влияющие на безопасность его работы.
Соответственно этому выделяются и два основных фактора, обуславливающих возникновение опасности в трудовой деятельности:
-особенности производственной среды;
-человеческий фактор.
Задача администрации любого предприятия состоит в создании наиболее безопасных, в пределах существующей техники, рабочих условий, которые предохранят человека от травмы или гибели. Аварийная ситуация – это осложнение условий трудовой деятельности, которое делает невозможным ее выполнение по ранее намеченному плану ввиду угрозы аварии. По данным Всемирной Организации здравоохранения смертность от трудового травматизма занимает 3-е место в мире.
Необходимо различать три вида опасностей:
-те, которые неизвестны;
-те, которые известны, и которых можно избежать;
-те, которые известны и неизбежны.
В зависимости от типа опасной ситуации работник использует различные стратегии поведения. В первом случае он пытается расширить свое знание о ситуации и перевести ее в категорию известной. Во втором – организует свое поведение для выхода из данной ситуации. Третья ситуация самая сложная. Для ее решения работник должен определить степень риска. Ситуация может считаться относительно безопасной, если информированный работник считает сопряженную с ситуацией опасность приемлемой для себя. Нередко мы просто не знаем, как избежать опасности, но получив соответствующую информацию и приложив усилия, можем это сделать.
По мере развития технических устройств и прогрессивных технологий разработчики пытаются уменьшить степень риска в трудовых процессах, однако полностью его исключить невозможно. Информация работника о возможной опасности не должна вызывать паники. Знание позволяет человеку принять разумное решение в аварийной ситуации с допустимой долей риска.
Главным виновником аварийных ситуаций, как показывает анализ, является сам человек. Из 100 погибших в авариях американских летчиков американских летчиков лишь 8 погибают из-за неисправности самолета, остальные из-за собственных ошибок.
Основные причины аварийности и травматизма распределяются по следующим группам. 1.Напряженность труда, нетипичность ситуации, особенности технического обеспечения. 2.Отрицательное воздействие санитарно-гигиенических условий. 3. Социально-психологические условия.
Прием информации. На этом этапе осуществляется восприятие поступающей информации об объектах управления и тех свойствах окружающей среды и СЧМ в целом, которые важны для решения задачи, поставленной перед системой «человек – машина». При этом осуществляются такие действия, как обнаружение сигналов, выделение из их совокупности наиболее значимых, их расшифровка и декодирование; в результате у оператора складывается предварительное представление о состоянии управляемого объекта: информация приводится к виду, пригодному для оценки и принятия решения.
Классификация видов операторского труда как оценка и переработка информации. На этом этапе производится сопоставление заданных и текущих (реальных) режимов работы СЧМ, производится анализ и обобщение информации, выделяются критические объекты и ситуации и на основании заранее известных критериев важности и срочности определяется очередность обработки информации. Качество выполнения этого этапа во многом зависит от принятых способов кодирования информации и возможностей оператора по ее декодированию. На данном этапе оператором могут выполняться такие действия, как запоминание информации, извлечение ее из памяти, декодирование и т.п.
Принятие решения. Решение о необходимых действиях принимается на основе проведенного анализа и оценки информации, а также на основе других известных сведений о целях и условиях работы системы, возможных способах действия, последствиях правильных и ошибочных решений и т.д. Время принятия решения существенным образом зависит от энтропии множества решений.
Реализация принятого решения. На этом этапе осуществляется проведение принятого решения в исполнение путем выполнения определенных действий или отдачи соответствующих распоряжений. Отдельными действиями на этом этапе являются: перекодирование принятого решения в машинный код, поиск нужного органа управления, движение руки к органу управления и манипуляция с ним (нажатие кнопки, включение тумблера, поворот рычага и т.п.).
Наряду с рассмотренными общими чертами деятельности оператора выделяют и различные виды операторского труда, каждый из которых характеризуется своими частными особенностями.
Оператор-технолог непосредственно включен в технологический процесс. Он работает в основном в режиме немедленного обслуживания. Преобладающими в его деятельности являются управляющие действия. Выполнение действий регламентируется обычно инструкциями, которые содержат, как правило, почти полный набор ситуаций и решений. К этому виду относятся операторы технологических процессов, автоматических линий, операторы по приему и переработке информации и т.п.
Оператор-наблюдатель (контролер) является классическим типом оператора, с изучения деятельности которого и началась инженерная психология. Возможное значение для деятельности такого оператора имеют информационные и концептуальные модели, а также процессы принятия решения. Управляющие действия контролера несколько упрощены. Оператор-наблюдатель может работать в режиме отстроченного обслуживания. Такой тип деятельности является массовым для систем, работающих в реальном масштабе времени (операторы радиолокационной станции, диспетчеры на различных видах транспорта и т.д. )
Оператор-исследователь в значительно большей степени использует аппарат понятийного мышления и опыт, заложенные в концептуальную модель. Органы управления играют для него еще меньшую роль, а «вес» информационных моделей, наоборот, существенно увеличивается. К таким операторам относятся пользователи вычислительных систем, дешифровщики различных объектов (образов) и т.д.
Оператор-руководитель в принципе мало отличается от предыдущего типа, но для него механизмы интеллектуальной деятельности играют главенствующую роль. К таким операторам относятся организаторы, руководители различных уровней, лица, принимающие ответственные решения в человеко-машинных комплексах и обладающие интуицией, знанием и опытом.
Для деятельности оператора-манипулятора большое значение имеет сенсомоторная координация (например, непрерывное слежение за движущимся объектом) и моторные (двигательные) навыки. Хотя механизмы моторной деятельности имеют для него главенствующее значение, в деятельности используется также аппарат понятийного и образного мышления. В функции оператора-манипулятора входит управление роботами, манипуляторами, машинами-усилителями мышечной энергии человека (станки, экскаваторы, транспортные средства и т.п. ).
Классификация видов операторского труда подразумевает психологические основы техники безопасности, поэтому очень важна грамотная организация труда. Организация онлайн-трансляций мероприятий является частной и самой характерной областью всех мероприятий.
Усложнение и увеличение масштаба технических и технологических систем, рост автоматизации производства обостряет проблему надежности человеческого звена. Понятие “охрана труда” включает в себя снижение производственного травматизма; контроль факторов вредно отражающихся на здоровье работников; факторы личности, имеющие принципиальное значение в опасной производственной ситуации. Охрана труда – это комплекс мероприятий, обеспечивающих снижение производственного травматизма и контроль за вредными факторами. Рассматривая проблемы охраны труда, можно выделить два аспекта, требующих психологического анализа:
.Научно-психологическое обоснование мероприятий по технике безопасности.
.Психические особенности и состояния человека, влияющие на безопасность его работы.
Соответственно этому выделяются и два основных фактора, обуславливающих возникновение опасности в трудовой деятельности:
-особенности производственной среды;
-человеческий фактор.
Задача администрации любого предприятия состоит в создании наиболее безопасных, в пределах существующей техники, рабочих условий, которые предохранят человека от травмы или гибели. Аварийная ситуация – это осложнение условий трудовой деятельности, которое делает невозможным ее выполнение по ранее намеченному плану ввиду угрозы аварии. По данным Всемирной Организации здравоохранения смертность от трудового травматизма занимает 3-е место в мире.
Необходимо различать три вида опасностей:
-те, которые неизвестны;
-те, которые известны, и которых можно избежать;
-те, которые известны и неизбежны.
В зависимости от типа опасной ситуации работник использует различные стратегии поведения. В первом случае он пытается расширить свое знание о ситуации и перевести ее в категорию известной. Во втором – организует свое поведение для выхода из данной ситуации. Третья ситуация самая сложная. Для ее решения работник должен определить степень риска. Ситуация может считаться относительно безопасной, если информированный работник считает сопряженную с ситуацией опасность приемлемой для себя. Нередко мы просто не знаем, как избежать опасности, но получив соответствующую информацию и приложив усилия, можем это сделать.
По мере развития технических устройств и прогрессивных технологий разработчики пытаются уменьшить степень риска в трудовых процессах, однако полностью его исключить невозможно. Информация работника о возможной опасности не должна вызывать паники. Знание позволяет человеку принять разумное решение в аварийной ситуации с допустимой долей риска.
Главным виновником аварийных ситуаций, как показывает анализ, является сам человек. Из 100 погибших в авариях американских летчиков американских летчиков лишь 8 погибают из-за неисправности самолета, остальные из-за собственных ошибок.
Основные причины аварийности и травматизма распределяются по следующим группам. 1.Напряженность труда, нетипичность ситуации, особенности технического обеспечения. 2.Отрицательное воздействие санитарно-гигиенических условий. 3. Социально-психологические условия.
___
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________