Комплексный подход к управлению качеством

___Директор по технологии и качеству нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов ОТК: 
___Комплексный подход к управлению качеством самый рациональный.
___Принято считать, что это понятие было введено в 1950-х годах д-ром Фейгенбаумом (США), когда в 1957 году была напечатана его статья «Комплексное управление качеством». Идея комплексного управления качеством заключается в следующем.
___Известно, что на качество влияет множество самых разных факторов и чтобы эффективно управлять качеством, необходимо учесть возможно большее число этих факторов. Но поскольку на практике невозможно учесть влияние каждого фактора в отдельности, необходимо методом обобщения выделить обозримое количество основных факторов или групп факторов, которые нужно учитывать в работе. Но этого мало. Нужно также учитывать взаимосвязь этих факторов, чтобы, воздействуя на один из них, знать реакцию других, о чем говорилось выше при рассмотрении системного подхода к управлению. Не менее важно чтобы управление качеством осуществлялось на всех этапах создания продукции, где формируется качество. При этом нужно установить четкую взаимосвязь в работе руководителей высшего звена и всех подразделений, участвующих в решении проблем качества. Например, для рассмотрения претензий потребителей, должны быть заранее остановлены порядок их получения и регистрации, определение исполнителей работ, сроки рассмотрения и организация удовлетворения претензий. С учетом всего этого определение комплексного подхода к управлению качеством можно сформулировать следующим образом.
___Комплексное управление качеством — это скоординированное воздействие руководителей всех уровней на процесс создания продукции с целью обеспечения ее качества с учетом всех факторов, оказывающих существенное влияние на качество.
___На этом этапе большой вклад в развитие управления качеством внесли американские ученые Деминг и Джуран, которые после второй мировой войны работали в Японии. Им удалось привлечь внимание высшего руководства компаний к важности обеспечения качества продукции и, в частности, к внедрению методов статистического контроля качества. В Японии впоследствии была установлена премия Деминга за качество, появились свои ученые в этой области. Одним из наиболее известных стал профессор К. Исикава, автор причинно-следственной диаграммы, получившей название «рыбий скелет».
___Усилия этих ученых не пропали даром. Как уже отмечалось, Япония после второй мировой войны добилась больших успехов в области качества, стала признанным лидером в автомобилестроении, радиоэлектронике, судостроении, завоевала прочные позиции на международных рынках. Специалисты, анализирующие японское экономическое чудо, среди его основных причин отмечают сознательную ориентацию на качество в общенациональном масштабе. Руководители и персонал японских фирм не просто поняли, а приняли как руководство к действию аксиому рыночной экономики: без качества нет успехов в работе. Пример Японии убедительно показал, что эффективное управление качеством является одним из основных факторов, позволяющих выстоять в период спада производства и перейти в дальнейшем к экономическому подъему.
___Комплексное управление качеством сформировалось не только в США и Японии, но и в других странах, ныне занимающих прочные позиции на мировых рынках благодаря конкурентоспособности своей продукции. Параллельно с развитыми капиталистическими странами формировалось оно и в бывшем СССР. В процессе его формирования было пройдено несколько этапов. Первым этапом было создание Саратовской системы бездефектного изготовления продукции (БИП), разработанной в середине 50 -х годов. Эта система соответствовала принятой за рубежом системе «ноль дефектов». Идея ее заключается в том, что при сдаче продукции контролеру ОТК учитывается процент продукции, сданной с первого предъявления. В зависимости от этого устанавливается уровень морального и материального поощрения работника.
___В дальнейшем эта система была преобразована в систему бездефектного труда (СБТ), которая дополнила систему БИП тем, что учитывался не только процент сдачи продукции с первого предъявления, но также ритмичность и культура производства.
___Наряду с этими системами разрабатывались и другие, в том числе была разработана система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), которая внедрялась на предприятиях Горьковской (ныне — Нижегородской) области, а также система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса), применявшаяся на Ярославском моторном заводе. И, наконец, в начале 1970-х годов на ряде предприятий Львовской области была разработана и внедрена комплексная система управления качеством продукции (КС УКП), которая вобрала в себя элементы системы БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ и опыт других предприятий по управлению качеством.
___После этого на предприятиях началось широкое внедрение КС УКП, с помощью которой надеялись поднять качество отечественной продукции. Делалось это, как тогда полагалось, директивным порядком, «сверху». Объявлялись пятилетки качества, все «боролись» за качество. Лучшим изделиям присваивался «Знак качества». В1987 году на 1500 предприятиях страны был введен специальный вневедомственный контроль — государственная приемка продукции. Но вся эта деятельность не привела, да и не могла привести к достижению желаемых результатов.
___Большинству руководителей предприятий было очевидно, что ни внедрение КСУКП, ни дополнительный вневедомственный контроль и другие организационные меры недостаточны для обеспечения качества. Нужна была еще соответствующая материальная база, а главное — персонал, заинтересованный в хорошей работе. А этого-то на большинстве предприятий не было. Да и сама экономическая система не побуждала предприятия выпускать продукцию высокого качества. Исключение составлял военно- промышленный комплекс, где не жалели денег на оборудование и платили более высокую зарплату, что позволяло создавать конкурентоспособную военную технику. На других предприятиях, хотя и внедряли КС УКП под давлением Госстандарта, все же понимали, что она не решит проблему качества, и потому относились к этому как к сугубо формальному мероприятию. Тем не менее, нельзя не отметить положительную роль КС УКП в документальном оформлении систем качества, объединении разрозненных элементов управления качеством на предприятиях в единую систему. Впоследствии это существенно облегчило работу по доведению систем КС УКП до требований международных стандартов ИСО серии 9000 по управлению качеством.
___Осознание необходимости комплексного, системного подхода к управлению качеством привело к тому, что в 1960—1970-х годах в ряде промышленно развитых стран были разработаны национальные стандарты с требованиями к поставщикам к качеству продукции и к организации работ по качеству — к системам качества. На основе национальных стандартов международной организацией по стандартизации (International Standard Organization — ISO) были разработаны и выпущены в 1987 году стандарты ISO серии 9000 по управлению и обеспечению качества продукции. В этих стандартах рекомендуемые элементы для создания систем качества были обобщены и представлены в удобной форме, благодаря чему стандарты ISO 9000 получили широкое распространение. Можно сказать, что с выходом этих стандартов опыт комплексного подхода к управлению качеством получил логическое документальное оформление. Но развитие управления качеством не остановилось на комплексном подходе. Обогащаясь новыми элементами, он постепенно перерос в более широкий подход к управлению качеством — в так называемое всеобщее управление качеством.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Управление качеством продукции с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *