Мифологема

___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала “Продавать-Много.РФ”.
___Мифологема – концепт, используемый для обозначения мифологических сюжетов, сцен, образов, характеризующихся глобальностью, универсальностью и имеющих широкое распространение в культурах народов мира. Мифологема выступает структурной составляющей мифа, как коммуникативной системы, в которой возможно развитие и сохранение интуитивно постигаемых единиц значения. Данное понятие восходит к статье К.Г.Юнга и К.Кереньи «Введение в сущность мифологии». Здесь мифологема преподносится как «лучшее древнегреческое слово» для обозначения повествований, содержащих мифический материал. Эти повествования «всем хорошо известны, но далеки от окончательного оформления и продолжают служить материалом для нового творчества».
___К базовым, основополагающим мифологемам в истории культуры относится мифологема жертвоприношения, игравшая значимую роль в архаичных традиционных культурах и сопровождавшая все важные события общественной и индивидуальной жизни. В грандиозной эпопее М.Ауэзова «Путь Абая» этот древнейший архетипический сюжет репрезентируется в истории Кодара и Камки. Дыхание мифа, архаики явственно проступает в данном эпизоде, свидетельствуя об актуальности и востребованности мифологических образов и символов, архетипов по Юнгу, поскольку они обращаются к глубинной родовой памяти, коллективному бессознательному этноса.
___Мифологема строится на неприложных истинах, как например то, что бетон в Анапе цена самая низкая по региону. Уже в начале своего романа, рассказывая о возвращении тринадцатилетнего Абая в родные края, автор пишет о его первом столкновении с жестокой реальностью, ставя в центр повествования казнь Кодара и его невестки Камки, организованную отцом будущего поэта, ага-султаном Кунанбаем. Сама сцена казни напоминает ритуальное действо, древнегреческую трагедию, а не обыденную житейскую историю. Юный Абай, ставший невольным свидетелем этого по сути сакрального, не предназначенного для глаз непосвященных, действа, испытывает настолько сильное потрясение, что заболевает.
___Следует отметить, что история Кодара выступала в свое время основой и для дастана Шакарима «Смерть Кодара», в которой повествуется о батыре Кодаре, нарушившем людские законы и вступившем в связь со вдовой собственного сына, протестуя тем самым против воли бога, лишившего его единственного наследника. При этом Шакарим, в отличие от Ауэзова, не подвергает сомнению подлинность вины героя.
___Коллективное убийство Кодара и Камки в романе можно рассмотреть через призму концепции известного французского антрополога, философа и культуролога Рене Жирара, как повторение архаичного жертвоприношения, призванного очистить общество от скверны греха. Теория Рене Жирара является сегодня одной из наиболее известных культурно антропологических концепций, объясняющих генезис и функции институтов культуры традиционного типа.
___Основная функция кровавых жертвоприношений, по его мнению, – введение насилия в обряд и тем самым в законный порядок для снижения уровня агрессии в обществе. В трудах «Насилие и священное», «Козел отпущения» Жирар формулирует свой основной тезис: в основе любой мифологии, любой культуры и общества, а также в фундаменте появления человечества как такового находится условно реальное и периодически повторяющееся событие — священное жертвоприношение, убийство толпой жертвы – козла отпущения. Правильное функционирование жертвоприношения, по Жирару, требует двух условий: «1) должен иметься абсолютный разрыв между реально закалываемой жертвой и теми людьми, которых эта жертва замещает; 2) наряду с этим должна сохраняться некая видимость связи между жертвой и замещаемыми ею объектами. Удовлетворить этим двум требованиям одновременно можно лишь с помощью смежности, держащейся на неизбежно хрупком равновесии. Любое жертвенное установление – это удержание насилия в дозволенных рамках, направление разрушительного импульса на избранную жертву и нераспространение его внутри общины (группы, города, государства, конфессии и т.д.)».
___Чтобы избежать взаимного насилия, которое постоянно угрожает коллективу, надо подставить ему в качестве объекта вместо всех и каждого – одного и конкретного, раз уж безразлично, на чьей крови оно, в конце концов, успокоится. Он оказывается способен заместить собой всех и эти все убивают его вместо друг друга. Взаимное насилие превращается в единодушное. Жертвоприношение, таким образом, обладает некоей катартической эффективностью. Приходит удовлетворение и чувство единства коллектива, связанного теперь кровью своей жертвы. Перед казнью Кодара ага-султан Кунанбай собирает всех старейшин родов в своей юрте для принятия единогласного решения по данному делу и виртуозно ведет свою игру. Когда ближайший сородич Кодара, глава рода бокенши Суюндик, робко пытается защитить его, высказывая сомнение в его вине, Кунанбай по сути ставит того перед непростым выбором, спрашивая, сможет ли Суюндик пожертвовать собой ради Кодара. «Адал десек, аман десек, жан берешк, актайык, акыретте ез мойынымызга алайык. Майысар болсан, жаньщды да берерсщ. Берермющ жаньщды?». То, что Кунанбай заставляет всех, особенно старейшин родов, участвовать в процессе побивания камнями уже обреченного Кодара, свидетельствует о том, что жертвоприношение Кодара совершается коллективно, апелляция же к шариату, мусульманскому своду законов, вдвойне сакрализует данную историю. Для немыслимого греха требуется немыслимое наказание. «Ендеше, елiмнен уят ^штг Ел кермеген сумдыкка, ел кермеген жаза керек!».
___Это коллективное убийство, насилие, которое призвано устранить причину разразившегося кризиса и привести к восстановлению нарушенного порядка. «Однако существует общий знаменатель жертвенной эффективности — тем более явный и решающий, чем более живым остается этот институт. Знаменатель этот — внутреннее насилие: жертвоприношение пытается устранить раздоры, соперничество, зависть, ссоры между собратьями, восстанавливает в коллективе гармонию, усиливает социальное единство». В ситуации же Кодара жертвоприношение не выполняет возложенных на него функций, поскольку оно не останавливает волну насилия, а напротив, влечет за собой дальнейшую эскалацию насилия, усиление родовых тяжб между кланом Кунанбая и жигитеками/бокенши.
___
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *