направления философских поисков

___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала “Продавать-Много.РФ”.
___В эпоху независимости и духовного возрождения в творчестве академика Ж.М. Абдильдина значительно расширились горизонты и диапазон философских исследований, направления философских поисков стали более разнообразными и многовекторными, стала изучаться казахская философская мысль. Мыслитель глубоко убежден, что возрождение подлинного интереса к собственным философским истокам укрепляет национальное самосознание и единство народа, что имеет важное значение в условиях поиска национальной идентичности и самоидентичности. Примечательно, что в 1988 году Председателем комиссии по возвращению духовного наследия Шакарима, А. Байтурсынова, М. Жумабаева, Ж. Аймаутова стал именно академик Ж.М. Абдильдин – философ с мировым именем и общественный деятель, проявивший высокую компетентность и личное мужество при решении этого непростого в те годы вопроса … Ж.М. Абдильдин отмечает, что казахская философия никогда не стояла на месте: менялся социокультурный контекст, вместе с ним изменялась и развивалась философская мысль, непрерывно эволюционируя в связи с новыми проблемами и вызовами своего времени. Все главные периоды становления и развития мыслительной традиции казахов были связаны с формированием новых судьбоносных идей, посредством которых философы надеялись изменить к лучшему судьбу своего народа. Следует заметить, что казахские мудрецы на достаточно высоком философском уровне формулировали сложнейшие экзистенциальные вопросы, которые имеют значение не только и не столько в контексте национальной традиции, но выходят далеко за ее рамки, пополняя сокровищницу мировой философской мысли. Известно, что казахская философия, как и любая национальная философия, приобретает свой специфический национальный характер не в ответах, потому что научный ответ для всех народов и языков – один, а в самой постановке вопросов, в подборе этих вопросов.
___Современные направления философских поисков говорят нам, что каждая эпоха предлагает свой ответ на «вечные вопросы» бытия, но нет «вечных ответов» на них. Мы должны каждый раз искать их сами. Философское наследие казахского народа хранит этот интеллектуальный духовный опыт, но не как музейную реликвию, а как основу сегодняшней мысли, как такое прошлое, без которого нельзя глубоко и основательно осмыслить настоящее. Академик Ж.М. Абдильдин справедливо полагает, что любая философская мысль в первую очередь связана с жизненными противоречиями и именно зерна этих противоречий дают ростки новым идейным течениям и направлениям. В казахской истории периоды, которые можно назвать судьбоносными, стали одновременно и культурообразующими. Примечательно, что философская мысль казахов, сердцевиной и ядром которой всегда выступала этика, отражает и воплощает в себе отнюдь не благополучие, а проблемы, которые волнуют современников, особенно когда с великим напряжением и фатальностью стоит извечный вопрос «быть или не быть?», и где только и возможно оценить меру человечности отдельного индивидуума. Действительно, именно в такие времена на исторической арене появляются крупнейшие мыслители и философы, потому как только они одни способны ответить на этот вопрос.
___Есть философы и поэты, которые формируют душу человека, душу самого народа. Абай относится к их числу. В этическом учении Абая казахская философия достигает своей наиболее зрелой формы, где возможно выявить и раскрыть сущность философского понимания мира казахами. В своем новом значительном труде «Абай – гениальный мыслитель и гуманист» Ж.М. Абдильдин и Р.Ж. Абдильдина совершенно верно отмечают: «Новизна подхода Абая состоит в том, что философ, пропагандируя знание, просвещение, науку, соединил эту проблему с проблемой формирования целостной личности. Мыслитель дал свое понимание целостной личности, показав, что и казахское общество в целом, и отдельные казахи не просто живут никчемной жизнью, но они однобоки, абстрактны, их жизнь вызывает только сожаление». Абай искренне желал видеть казахов высокодуховным, нравственным, просвещенным, трудолюбивым народом и постоянно задавал вопрос: «Что делать?». Как вытащить людей из беспросветной и нищей жизни? Как убедить их не лениться, не предаваться праздности и ничегонеделанию? Как научить их трудиться? Как стать конкурентоспособными?… На наш взгляд, эти вопросы Абая, обращенные к своим современникам, исключительно актуальны сегодня, а звучат они так остро и обжигающе, словно сказаны в наши дни и призваны пробудить казахов, заставить задуматься над своей жизнью. Мы полностью согласны с утверждением академика Ж.М. Абдильдина о том, что «Абай является гением, который поднял духовную культуру и мышление своего народа на новую ступень, открыл новое духовное пространство, разработал неизвестные ранее образцы художественного освоения действительности». Ж.М. Абдильдин справедливо полагает, что при исследовании философского наследия казахского народа необходимо применять принцип единства исторического и логического, без которого невозможно раскрыть его специфику и культурные контексты. Для исследователя очевидно, что именно логический способ позволяет рассмотреть явление в наиболее зрелой стадии своего развития, чтобы выявить и обнаружить его сущность. Необходим, считает ученый, проблемно-исторический анализ казахской мыслительной традиции, т.е. выявление только основных вех в ее развитии, ставших сущностно-значимыми и важными в процессе становления духовной культуры казахского народа.
___Несомненно, что Абай, чье наследие являет собой квинтэссенцию казахской философии и представляет самую высокую ее вершину – это и есть та точка, где казахская мысль достигает своей наиболее зрелой стадии. Труд, деяние во имя своего народа – есть высшее благо, мерило поведения и поступков человека, убежден Абай. Именно поэтому казахской мыслитель постоянно прославлял целенаправленную деятельность человека – его труд и подвергал резкой критике безделье, психологию иждивенчества, попрошайничества и тех, кто пытался существовать без серьезного дела. Ж.М. Абдильдин очень глубоко и тонко замечает: «Абай… ввел в казахское общество новое понимание труда. Разумеется, казахи понимали и имели представление о труде и до Абая. Однако в их представлении труд являлся обычной формой деятельности наряду с такими формами, как есть, пить и т.д. В их традиционной культуре, когда речь шла о труде, больше подчеркивалась отрицательная его сторона. Он рассматривался как то, что отнимает покой, радость и счастье человека. В отличие от такого представления, Абай открыл и внедрил в казахское сознание принципиально новую трактовку труда. Согласно философу, труд не просто функция, а фундаментальный принцип человеческого бытия. Поэтому имеет громадное значение в развитии общества, в формировании личности».
___Внутреннее тяготение Абая к фундаментальным общечеловеческим ценностям – истине, красоте и добру показывает, что человек для него превыше всего. Человек для Абая был смыслом и пределом всякого философствования, потому что он полагал, что человек есть средоточие мира, вершина творения, основа и корень общества. Мыслитель все свои творческие силы отдавал высокой цели гуманизма, поискам истинной человечности, жизни, достойной человека. Идея служения, свойственная всем выдающимся казахским мыслителям, идея приоритета национального и народного над личным, лейтмотивом проходит сквозь все творческое наследие Ч.Ч. Валиханова, первого ученого Нового Времени из Средней Азии и Казахстана. Его научное дарование проявилось в этнологии, истории, географии, литературе, языкознании, юриспруденции, военной науке, философии. Во всех областях научного знания, с которыми он сталкивался, Ч.Ч. Валиханов оставил заметный след. В своем новом интересном труде «Чокан Валиханов – великий ученый и мыслитель» Ж.М. Абдильдин и Р.Ж. Абдильдина верно отмечают: «За свою короткую жизнь Ч. Валиханов успел написать ряд работ, которые изменили современную ему науку, раздвинули ее горизонты, открыли перед исследователями новые пути, продвинули науку далеко вперед. Валиханов в этих трудах показал себя как выдающийся ученый с энциклопедическим складом ума, талантливейшая личность, истинный творец, оставивший свой особый и неизгладимый след в научном знании, вдохновляющий примером своей жизни новые поколения исследователей. Действительно, значение творческого наследия Ч.Ч. Валиханова велико. Трагическая для казахского народа эпоха, в которой пришлось жить мыслителю, отразилась в его творчестве во всей своей многогранности и многообразии, трагичности и противоречивости. Колонизация Казахстана, т.е. утрата не только государственной независимости, но утрата национальной свободы – характеризующие особенности эпохи Ч.Ч. Валиханова, ставшей переломной в истории казахов. Величие национального духа, величие Ч.Ч. Валиханова как выразителя этого духа в том, что он осознал это состояние, несмотря на утрату кочевниками фундаментальной основы – свободы.
___Пульс философской мысли академика Ж.М. Абдильдина, представляющей собой яркий пример философского понимания мира и гуманистической ориентированности, определяется одной коренной идеей – это идея служения, судьбы народа, его нравственных устремлений и идеалов, возможностей его приобщения к общеловеческими ценностям и прогрессу. На наш взгляд, обращение Ж.М. Абдильдина к изучению казахской философской мысли особенно необходимо сегодня потому, что именно ее нравственная составляющая все чаще осознается стержнем национальной мировоззренческой компоненты общественного сознания, важнейшим фактором возрождения отечественной культуры. Имя академика Ж.М. Абдильдина золотыми буквами вписано в историю мировой философии, а его новаторские идеи открыли новое духовное пространство в исследовании философского наследия казахского народа.
___
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *