___Главный специалист по философии науки в промышленности нашей уникальной компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов транспортного управления:
___Наука, как и другие общественные явления, – политику, право, мораль, искусство, религию – можно рассматривать с трех основных сторон. Во-первых, с теоретической точки зрения, как систему знаний, как форму общественного сознания; во-вторых, как определенный вид общественного разделения труда, как научную деятельность, связанную с целой системой отношений между учеными и научными учреждениями; в-третьих, со стороны практического применения выводов науки, ее общественной роли. Все основные аспекты науки неразрывно связаны друг с другом и не могут быть поняты при обособленном рассмотрении. Однако из этого не следует, что они имеют одинаковое значение для понимания науки как общественного явления. В каждом процессе, явлении есть своя главная сторона, без которой немыслимо существование других. В науке – это сторона теоретическая. Основной функцией науки является познание объективного мира.
___Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
___Понятие “наука” включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.
___Цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых законов.
___Отражая мир в его материальности и развитии, наука образует единую взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем, она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают.
___В настоящее время наука выступает как семейство многочисленных научных дисциплин, древо науки это более 15 тысяч научных дисциплин ,одни из которых совсем молоды, вроде кибернетики, лингвистики, молекулярной генетики. Другие появились в XIX веке – статистика, электродинамика, социология. Есть науки, берущие свое начало в Новое время – математический анализ, аналитическая геометрия, динамика. Ряд наук уходит корнями в Античность и более отдаленные времена – геометрия, география, астрономия, история. Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему наук в целом, условно можно подразделить на большие группы (подсистемы) -естественные, общественные и технические науки, различающиеся по своим предметам и методам. Каждая из указанных подсистем в свою очередь образует систему разнообразным способом координированных наук: так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, биология и др., каждая из которых подразделяется на ряд научных дисциплин: биофизика, физическая химия и т.д. Резкой грани между этими подсистемами нет, – ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение. Отметим, что проблема детальной классификации наук остается крайне сложной и полностью не решенной. Каждая наука вносит свой вклад в систему научного знания.
___По своей направленности, по непосредственному отношению к практике отдельные науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления.
___Непосредственная цель прикладных наук – применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки. В современной науке понятие фундаментальности научного исследования расширяется. Современный этап научно-технического прогресса связан с развитием высоких, наукоемких технологий (микроэлектроника, информационные технологии, биотехнология и т.п.), которые, сохраняя свою прикладную направленность, приобретают решающий характер в развитии науки. Нельзя согласиться с мнением тех ученых, которые на первый план по значимости выдвигают фундаментальные науки, отводя прикладным второстепенную роль в системе научного знания. Равно, как и наоборот, неверным было бы отдать приоритет прикладным исследованиям, поставив на второй план науки фундаментальные.
___На самом деле существует единая наука, возникшая на базе практической деятельности людей и применяющаяся в процессе этой деятельности. Разграничение отдельных отраслей науки на фундаментальные и прикладные нельзя понимать в том смысле, что одни занимаются только теорией, решением исследовательских задач, а другие только “прилагаются”, обслуживают производство. В действительности это разграничение относительно. Оно может иметь только тот смысл, что фундаментальные науки (теоретическая физика, теоретическая химия и т.д.) более отдалены от непосредственного применения их результатов на практике, поскольку занимаются поисками и открытиями новых закономерностей. Прикладные же науки более тесно связаны с производством, поскольку имеют своей целью разработку технически рациональных и экономически наиболее выгодных способов внедрения открытий фундаментальной науки. Если фундаментальная наука останавливается в своем развитии или заходит в тупик, то и практическое ее применение замедляется. Вместе с тем, развитие прикладных исследовании стимулирует развитие фундаментальных научных дисциплин.
___Отношение общества к науке, понимание ее роли неоднозначно. Это проявляется в двух противоположных мировоззренческих позициях. Одна из них – сциентизм (от латинского scientia – наука) – в своей основе имеет представление о науке, научном познании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Необходимо отметить, что идеалом для сциентизма является не всякое научное знание, а результаты и методы естественнонаучного познания. Отождествляя науку с естественнонаучным знанием, сциентизм считает, что только с помощью так понимаемой науки (и ее одной) можно решить все общественные проблемы. При этом принижаются или вовсе отрицаются социальные науки как не имеющие познавательного значения и отвергается гуманистическая сущность науки как таковой. В качестве осознанной ориентации сциентизм утвердился в западной культуре в конце XIX века, причем одновременно возникла и противоположная мировоззренческая позиция -антисциентизм. Антисциентизм подчеркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкует ее как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека, силу, разрушающую культуру. Методологическая основа антисциентистских воззрений – абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники (обострение экологической ситуации, военная опасность и др.) Несомненно, что обе позиции в отношении к науке содержат ряд рациональных моментов, синтез которых позволит более точно определить ее место и роль в современном мире. При этом одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать, а тем более полностью отвергать ее. Необходимо объективно относиться к науке, к научному познанию, видеть их остро противоречивый процесс развия.
___Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
___Понятие “наука” включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.
___Цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых законов.
___Отражая мир в его материальности и развитии, наука образует единую взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем, она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают.
___В настоящее время наука выступает как семейство многочисленных научных дисциплин, древо науки это более 15 тысяч научных дисциплин ,одни из которых совсем молоды, вроде кибернетики, лингвистики, молекулярной генетики. Другие появились в XIX веке – статистика, электродинамика, социология. Есть науки, берущие свое начало в Новое время – математический анализ, аналитическая геометрия, динамика. Ряд наук уходит корнями в Античность и более отдаленные времена – геометрия, география, астрономия, история. Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему наук в целом, условно можно подразделить на большие группы (подсистемы) -естественные, общественные и технические науки, различающиеся по своим предметам и методам. Каждая из указанных подсистем в свою очередь образует систему разнообразным способом координированных наук: так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, биология и др., каждая из которых подразделяется на ряд научных дисциплин: биофизика, физическая химия и т.д. Резкой грани между этими подсистемами нет, – ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение. Отметим, что проблема детальной классификации наук остается крайне сложной и полностью не решенной. Каждая наука вносит свой вклад в систему научного знания.
___По своей направленности, по непосредственному отношению к практике отдельные науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления.
___Непосредственная цель прикладных наук – применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки. В современной науке понятие фундаментальности научного исследования расширяется. Современный этап научно-технического прогресса связан с развитием высоких, наукоемких технологий (микроэлектроника, информационные технологии, биотехнология и т.п.), которые, сохраняя свою прикладную направленность, приобретают решающий характер в развитии науки. Нельзя согласиться с мнением тех ученых, которые на первый план по значимости выдвигают фундаментальные науки, отводя прикладным второстепенную роль в системе научного знания. Равно, как и наоборот, неверным было бы отдать приоритет прикладным исследованиям, поставив на второй план науки фундаментальные.
___На самом деле существует единая наука, возникшая на базе практической деятельности людей и применяющаяся в процессе этой деятельности. Разграничение отдельных отраслей науки на фундаментальные и прикладные нельзя понимать в том смысле, что одни занимаются только теорией, решением исследовательских задач, а другие только “прилагаются”, обслуживают производство. В действительности это разграничение относительно. Оно может иметь только тот смысл, что фундаментальные науки (теоретическая физика, теоретическая химия и т.д.) более отдалены от непосредственного применения их результатов на практике, поскольку занимаются поисками и открытиями новых закономерностей. Прикладные же науки более тесно связаны с производством, поскольку имеют своей целью разработку технически рациональных и экономически наиболее выгодных способов внедрения открытий фундаментальной науки. Если фундаментальная наука останавливается в своем развитии или заходит в тупик, то и практическое ее применение замедляется. Вместе с тем, развитие прикладных исследовании стимулирует развитие фундаментальных научных дисциплин.
___Отношение общества к науке, понимание ее роли неоднозначно. Это проявляется в двух противоположных мировоззренческих позициях. Одна из них – сциентизм (от латинского scientia – наука) – в своей основе имеет представление о науке, научном познании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Необходимо отметить, что идеалом для сциентизма является не всякое научное знание, а результаты и методы естественнонаучного познания. Отождествляя науку с естественнонаучным знанием, сциентизм считает, что только с помощью так понимаемой науки (и ее одной) можно решить все общественные проблемы. При этом принижаются или вовсе отрицаются социальные науки как не имеющие познавательного значения и отвергается гуманистическая сущность науки как таковой. В качестве осознанной ориентации сциентизм утвердился в западной культуре в конце XIX века, причем одновременно возникла и противоположная мировоззренческая позиция -антисциентизм. Антисциентизм подчеркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкует ее как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека, силу, разрушающую культуру. Методологическая основа антисциентистских воззрений – абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники (обострение экологической ситуации, военная опасность и др.) Несомненно, что обе позиции в отношении к науке содержат ряд рациональных моментов, синтез которых позволит более точно определить ее место и роль в современном мире. При этом одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать, а тем более полностью отвергать ее. Необходимо объективно относиться к науке, к научному познанию, видеть их остро противоречивый процесс развия.
___
_________________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________