нетоварный характер рабочей силы

___Генеральный директор нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Обычно нетоварный характер рабочей силы в СССР “доказывали” тем, что у нас было гарантировано право на труд и потому рабочая сила якобы не была предметом купли-продажи, а ее цена (зарплата) устанавливалась не рынком труда, как в западной Европе, а сознательно и планомерно Госкомтрудом и фиксировалась в ЕТКС (в едином тарифно-квалификационном справочнике). На самом деле ЕТКС – это прейскурант на различные виды товара “рабочая сила”, и факт существования такого документа сам по себе ничего не доказывает и не опровергает. Существовал ли рынок рабочей силы в СССР, и подчинялась ли рабочая сила закону стоимости? Есть достаточные основания для утвердительного ответа на оба эти вопроса. Как и в случае с другими товарами, чиновный произвол в установлении должностных окладов, тарифных ставок и норм расценок на различные трудовые операции не устранял, а толь-ко маскировал подчинение рабочей силы действия закону стоимости, придавая ему грубо макроскопическую форму проявления. Как в случае с классическими капиталистами и рабочими прибыль капиталиста, как заметил это еще Д.Рикардо, обратно пропорциональна зарплате, так и в случае с совокупным капиталистом-бюрократом, величина попадающего в его распоряжение прибавочного продукта и той его доли, которую он потреблял в форме дохода, обратно пропорциональна величине зарплаты производительных работников. Это истина в наше время едва ли не тривиальная. Стремление бюрократии как в целом, так и в каждом отдельном случае, урвать себе всевозможными законными и незаконными методами как можно больший кусок общественного пирога обусловило тенденцию к ограничению зарплаты пролетариев тем минимумом, который в марксистской политэкономии называется стоимостью рабочей силы, что и определяет нетоварный характер рабочей силы.
___Чиновный произвол в установлении зарплаты, как на уровне ЕТКС, так и на местном уровне, при начислении тринадцатых зарплат, премий и т.п., неизбежно приводил к отклонениям зарплаты от стоимости рабочей силы в разных ведомствах и на разных предприятиях в ту или иную сторону. Это неизбежно возвело межведомственную, межотраслевую и межрегиональную миграцию рабочей силы и породило замаскированную конкуренцию между продавцами своей (и даже чужой) рабочей силы, с одной стороны, и между ее покупателя-ми, бюрократическими ведомствами – с другой. Шабашничество – это не что иное, как черный рынок рабочей силы, где можно было наблюдать конкуренцию как между продавцами, так и между покупателями рабочей силы.
___Грызня между ведомствами за увеличение фондов социального развития – это замаскированная конкуренция между ними как покупателями рабочей силы. Ведомственный разнобой в оплате одних и тех же видов труда, отнюдь не устранявшийся существованием ЕТКС, – это тоже одна из форм межведомственной конкуренции покупателей рабочей силы. Сюда же относится и широко распространенное в СССР фиктивное оформление работников на од-ни должности при фактическом выполнении ими работ, характерных для со-всем других должностей. Это было не только и даже не столько жульническим обворовыванием казны, сколько вынужденным приёмом приближения зарплаты к стоимости рабочей силы, когда ее официальная государственная цена падала ниже этого необходимого минимума, или же средством поднять ее не-сколько выше этого минимума для привлечения того или иного вида рабочей силы в случае необходимости.
___ 
___________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *