Нравственность

___Генеральный директор нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Нравственность, подобно мышлению, языку, сознанию, труду, есть универсальное определение человека, его неотъемлемое свойство. Как отмечал И. Кант, нравственность является автономной от религии категорией, нравственные принципы возникли в человеческом обществе как необходимость. В этом отношении нравственность мало отличается от мышления, языка, труда, сознания. С каждой ступенью развития человеческой нравственности, с каждым новым этапом развития его мышления, человек все больше отделялся от животного состояния. Всякое категориальное определение мышления, как и нравственный принцип, свидетельствуют о дальнейшем различении человека и человеческого существования от животного бытия. В ходе человеческого развития человек постепенно начал отходить от универсальных законов животного мира, прежде всего, от закона естественного отбора. В человеческом обществе человек имеет более высокую степень свободы, чем животные, поскольку человек не просто приспосабливается к окружающей среде, а опирается на свою собственную деятельность.
___Первоначально человек жестко зависел от окружающей среды, природы, но постепенно его свобода стала возрастать. В ходе возникновения и развития человеческого мышления, сознания, труда возникает одновременно человеческое отношение друг к другу, отличное от животного отношения. Первое разделение труда, возникшее в человеческом обществе, преодолело действие естественного отбора, так называемый зоологический индивидуализм, ввело социально-половое регулирование. С ростом численности человеческих сообществ, их укрупнением, возникал род, первоначально состоявший из кровнородственных связей. В этом первоначальном обществе, роде все отношения регулировались с нравственных позиций. Человека в родовом обществе понимали как члена рода, видя друг в друге братьев. Род был спаянным, внутренне связанным человеческим коллективом, субъектом которого выступает род. В родовом обществе члены общества, индивиды социально не отличаются друг от друга, они все равны, все рождены свободными, поскольку имеют общих родителей. Различия в родовом обществе – это только физические, природные, морфологические различия.
___В процессе деятельности, с самого начала человеческого существования в человеческом сообществе возникли первые нравственные принципы – запреты, поощрения, табу, представления о справедливости, совести и т.д. Все эти понятия имели нравственное значение и помогали членам рода в борьбе за существование. Для членов первобытного рода характерны отношения братства, взаимовыручки, заботы друг о друге, отсутствие эксплуатации, неравенства, унижения одним человеком другого и т.д. Однако эти отношения нельзя идеализировать, следует понимать, что род еще не знает широкого понимания человека. Согласно первобытным представлениям, человек есть член только своего рода, поскольку член рода – это кровный брат, потому они руководствуются нравственными императивами только в отношениях друг с другом, не считая при этом членов другого рода людьми, не видя в них человека.
___С дальнейшим развитием человеческого общества происходит объединение близкородственных родов, возникают племена, состоящие из нескольких родов, развиваются производительные силы общества. Появление железных орудий труда впервые дало возможность производить больше, чем первобытные люди могли потребить, с развитием производительных сил, совершенствованием орудий производства начинают возникать зачатки частной собственности, появляются излишки. С возникновением частной собственности стало меняться и отношение к другому роду, к другому племени. Теперь войны ведутся не только за территорию, за средства пропитания, а за превращение членов соседнего рода в рабов. То есть начинает возникать рабовладельческая форма существования, когда войны специально ведутся за умножение количества рабов. Наступает следующая ступень развития рода, достаточно высокий этап развития культуры – эпоха варварства.
___Таким образом, родовое общество имеет различные ступени, этапы развития. Соответственно различным ступеням родового общества развивается и сам человек, то есть различным стадиям развития родового общества соответствуют определенные этапы развития самого человека, в связи с чем развивается и нравственность, нравственные отношения между людьми. Если на самых ранних этапах развития рода, на этапе дикости, он был малочисленен, человека здесь понимали только как члена рода, человек не выделялся из рода, субъектом выступал сам род, то теперь, на более высокой ступени родовое общество развивалось и расширялось.
___Так, в греческом родовом обществе всесторонне развивалась и все еще занимала приоритетное положение нравственность, общество регулировалось нравственными императивами, так называемыми естественными законами, хотя здесь уже присутствовали элементы государственности, элементы права. Гегель, анализируя древнюю Элладу, называет ее обществом «истинной нравственности», где фигурирует нравственная личность. То есть в этом обществе, хотя здесь уже присутствовало государство, все взаимоотношения, проявления личности определялись нравственностью и религией. Приоритет нравственных принципов во взаимоотношениях между членами общества мы видим в гомеровских эпосах, трагедиях. В них утверждается, что нравственные законы, дающиеся богами, выше, чем законы государства.
___Таким образом, греки на данном этапе развития своей культуры, деятельности, нравственности уже превосходят все прежние родовые сообщества, в которых человек понимался лишь как часть рода, и нравственно то, что соответствует интересам рода. Древние греки уже выросли до понимания себя как народа, до понимания себя как эллинов. Но, хотя в понимании человека они и достигли более высокой ступени, чем другие более примитивные роды, греки все-таки понимают человека еще только как грека, а все не греки – это уже не люди или недостаточные люди. Поэтому эллина нельзя превратить в раба, тогда как варвары, то есть не эллины, вполне могут быть рабами. Точно также справедливо или несправедливо, хорошо или плохо, нравственно или безнравственно – эти отношения имели место только между греками, в отношении же к рабам, варварам они не срабатывали.
___Далее, в последующем развитии, античное общество на его классической стадии достигло такой ступени развития, когда государство уже начинает существенно укреплять свои позиции по сравнению с моралью, нравственностью. В классической Греции постепенно начинают брать верх государственные правовые законы. Подобная тенденция наблюдается на развитой ступени развития греческого общества в деятельности Сократа, в философских учениях Платона и Аристотеля.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *