Образ жертвы

___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала “Продавать-Много.РФ”.
___Образ жертвы после смерти нередко сакрализуется. Кодар после смерти становится неким благодетельным духом, его осеняет ореол неправедно умерщвлённой жертвы, консолидирующей силы, противостоящие клану Кунанбая, иргизбаям. Могила Кодара становится своеобразным местом памяти, местом поклонения.
___До заклания жертва ассоциируется со всем тем негативным опытом, который связан с жертвенным кризисом. Кризис – это всегда состояние обезразличенности, отсутствия социальной иерархии, исчезновение авторитета правил, утрата нравственных ориентиров. Жирар отмечает: «Кризис наступает, с точки зрения мифологии, потому, что героем совершены, намеренно или нет, страшные преступления «обезразличивающего» характера – убийство отца, брата, сына, инцест с матерью, сестрой, богохульство, осквернение святынь, узурпация власти. Г ерой мифа виновен в постигших людей несчастьях, потому что совершил преступления, из-за которых рушатся самые фундаментальные опоры человеческого мира. Совершенные им злодеяния становятся причиной других злодеяний, цепная реакция втягивает в грехопадение все новых людей. Боги гневаются на людей за эти преступления. Необходимо очистить общество от этой скверны, желательно путем ритуального жертвоприношения». Образ жертвы никогда не будет выглядеть как клининговая компания, которая очень дорожит своей репутацией. Поэтому Кодар совершил немыслимое в глазах номадов злодеяние и тем самым отделил, отгородил себя от других. Он выступает как Другой, Чужой, Великий грешник. И в качестве жертвы он самая подходящая кандидатура. Градус насилия достиг своего апогея и жертва была неизбежна, чтобы успокоить социум, взбудораженный вестями о грехе Кодара. Кодар идеально подходит под критерии жертвы – он обвиняется не только в богохульстве и богоборческих мотивах, но и в грехе инцестуального толка, сожительстве с невесткой. Для традиционного общества это грех, несоизмеримый ни с чем, отношение к келин в казахском обществе было более чем уважительным. Существует казахская пословица: «^ызым саган айтам, келЫм сен тыцда» («Дочь, тебе говорю, невестка, ты слушай»), что свидетельствует о том, что старшие родственники не должны были прямо обращаться к невестке, а прибегать к иносказаниям.
___При этом, по Жирару, виновник кризиса, тот, кто должен быть принесен в жертву, зачастую, но не всегда, согласно принципам мифологического описания, должен обладать отличительными «виктимными» («жертвенными») признаками. В случае Кодара он выделяется, отличается от обычных людей своим богатырским ростом, его прямо называют батыром. Даже смерть не сразу может совладать с ним, он тяжело и мучительно расстается с жизнью. Физическая сила коррелирует у него с моральной чудовищностью, с богохульством и попранием человеческих законов.
___Жирар называет жертвоприношение учредительным насилием, потому, что человеческое общество стало возможным только благодаря превращению взаимного насилия в единодушное, хаоса в космос. Современные теоретики говорят о мифо-ритуальных истоках всех форм человеческой культуры. Рене Жирар же говорит о том, что все ритуалы и мифы берут свое начало из учредительного насилия и его ритуализации в жертвоприношении. Таким образом, динамика коллективного насилия состоит в следующем: 1) кризис, т.е. ослабление авторитета правил, регулирующих отношения между людьми, размывание социальных различий, повсеместная конкуренция, достигающая кульминации во всеобщей вражде; 2) превращение взаимной вражды в единодушную агрессию против одного из членов сообщества; 3) катарсис и коллективное обожествление жертвы.
___Главным вдохновителем жертвоприношения Кодара в романе является Кунанбай, который выступает как вдохновенный пророк и судья, подобный ветхозаветным пророкам Илийе и Исайе, бичующим грехи и пороки современников. Жреческое начало явно проступает в нем, когда именно он ощущает себя призванным свыше очистить землю от скверны в лице Кодара, посягнувшим на этические императивы социума, вековые традиционные ценности. Чистота и честь рода для него – не пустые слова. Участь мудреца – необходимость принимать сложные нестандартные решения. Несмотря на условия существования в колониальную эпоху, когда у аткаминеров уже не было возможности вершить суд, как когда-то у степных биев, Кунанбай прибегает к шариату, мусульманскому праву, предварительно заручившись поддержкой имама. Уже одно это свидетельствует о силе и незаурядности характера его. Он идет на подобный, опасный для себя, шаг, чтобы защитить честь своего рода Тобыкты. Трактуя роман М.Ауэзова с позиций современности, эпохи независимого и суверенного Казахстана, Г.Есим в монографии «Кеменгер Мухтар» пишет о том, что М.Ауэзов был вынужден рисовать образ Кунанбая в отрицательном ключе, подчиняясь идеологическим установкам своего времени. Г.Есим предпринимает попытку реконструирования подлинного облика отца поэта. По его мнению, отец великого Абая и дед гениального Шакарима априори не мог быть заурядным человеком. «Казак жYЗден бiреу – шешен, мьщнан бiреу – кесем дейдЬ» Кунанбай – истинный вожак, лидер. Трагедия Кунанбая состоит в том, что ему довелось жить в эпоху безвременья, в условиях колониальной царской администрации, когда народ лишился не только своей свободы, но и своих правителей. Были упразднены основные социальные институты Степи – институт ханов, институт биев, институт батыров. Словно кость собаке была оставлена учрежденная метрополией должность ага-султана. «Елден елдш кеткен. Кауым штей iри бастаган. Тэртш керек. Каталдык; кажет… Кaнанбай – ел шшщ тыныштыгы…». Г.Есим называет его кеменгером, гением. В фильме современного казахского режиссера Д.Жолжаксынова «Кунанбай», снятого по сценарию выдающегося писателя и музыканта Т.Асемкулова, Кунанбай также изображается как мудрый и прозорливый правитель, достойный отец гениального сына. Действительно, судя по документам, ставшим известными в последние годы, Кунанбай как кажы (ходжа), совершивший паломничество в Мекку и построивший мечеть в родных краях, был на голову выше своего нравственно ущербного времени и имел большое влияние на духовное формирование своего сына Адольф Янушкевич, ссыльный поляк, в труде «Дневники и письма из путешествия по казахским степям» пишет о Кунанбае следующее: «… бий Кунанбай, это тоже большая знаменитость в Степи. Сын простого киргиза, одаренный природой здравым рассудком, удивительной памятью и даром речи, дельный, заботливый о благе своих соплеменников, большой знаток степного права и предписаний алкорана, прекрасно знающий все российские уставы, касающиеся киргизов, судья неподкупной честности и примерный мусульманин, плебей Кунанбай стяжал себе славу пророка, к которому из самых дальних аулов спешат за советом молодые и старые, и бедные, и богатые. Облеченный доверием сильного рода тобыкты, избранный на должность волостного управителя, исполняет ее с редкостным умением и энергией, а каждое его приказание, каждое слово выполняется по кивку головой». Таким образом, в сцене коллективной казни Кодара в романе М.Ауэзова «Путь Абая» можно проследить следы архетипического ритуала жертвоприношения, восходящего к архаичному прошлому. Обряд жертвоприношения выступает при этом как основополагающий ритуал, центральный, образцовый, ритуал ритуалов. Он воспроизводит и повторяет изначальный механизм превращения взаимного насилия в единодушное, заставляя этот механизм постоянно работать на благо сохранения общества и культуры.
___
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *