Обучение и мотивация персонала

___Директор по технологии и качеству нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов ОТК: 
___Обучение и мотивация персонала очень важны для каждого предприятия. Обучение и мотивация персонала — две функции из сферы управления персоналом, которая, так же, как и управление качеством, является одним из аспектов управления предприятием и изучается как самостоятельная дисциплина. Здесь мы остановимся на обучении и мотивации персонала применительно к управлению качеством продукции.
___Хотя обучение и мотивация персонала — две разные функции, объединяет их то, что они направлены на формирование активного и квалифицированного персонала, который, наряду с материальной базой и организацией работ, является одним из основных факторов качества. Ибо, как уже отмечалось, только квалифицированные и заинтересованные работники, использующие передовые технологии и располагающие необходимой материальной базой, способны при хорошей организации работ и умелом управлении обеспечить требуемое качество продукции.
___Постоянное повышение квалификации и переподготовка персонала — насущная необходимость для обеспечения эффективной деятельности предприятия в условиях научно-технического прогресса и жесткой конкуренции. Более того, по опыту предприятий-лидеров, инвестиции в развитие персонала являются наиболее эффективными с точки зрения перспектив развития предприятия. В полной мере это относится и к обучению персонала в области качества.
___При организации такого обучения важно обеспечить дифференцированный подход в зависимости от роли, места и функций работников на предприятии. Высшему руководству необходимо четко понимать принципы обеспечения качества, иметь общее представление о международных стандартах ИСО серии 9000 по системе качества и знать организацию работы по качеству ( систему качества) на своем предприятии. Исходя из стратегии и политики предприятия, высшему руководству необходимо уметь определять политику в области качества, направлять планирование и добиваться реализации планов повышения качества продукции с учетом изменяющихся внешних и внутренних факторов. Кроме того, руководство должно знать основные требования действующего законодательства в области качества и понимать роль и значение системы качества во взаимоотношениях между поставщиками и заказчиками. Руководство также должно быть известно существование различных моделей и методов принятия решений и способов мотивации персонала для их использования с помощью специалистов.
___Среднему управленческому персоналу, кроме того, нужно знать перспективу развития своей продукции, возможности предприятия и запросы заказчиков – для формирования целей и направлений деятельности при определении политики и планировании качества. Кроме этого, нужно ясно представлять себе свою роль и место в системе качества, функции своих подразделений и методы их выполнения, имея общее представление о системе качества, действующей на предприятии, о правилах сертификация продукции и системе качества;
___Персонал службы качества работает в разных специализированных подразделениях. Как правило – это ОТК, метрологический отдел, отдел стандартизации и отдел управления качеством. Работники этих подразделений должны иметь профессиональные знания и умения для выполнения своих непосредственных обязанностей. Основные знания и умения сводятся к следующему.
___Для работников метрологического отдела и отдела стандартизации – это вполне конкретные и определенные специальные области знания и существующая система подготовки специалистов в этих областях. Для работников ОТК прежде всего важно хорошо знать выпускаемую продукцию и технологию её изготовления, а также методы контроля и испытаний. Они должны знать нормативные акты, определяющие их обязанности и ответственность за качество поставляемой продукции, а также должны быть ознакомлены с основными положениями действующего законодательства в области качества, в первую очередь с Гражданским кодексом РФ, законами о техническом регулировании и защите прав потребителей.
___Работники отдела управления качества должны иметь достаточные теоретические знания в области качества, хорошо знать требования стандартов ИСО серии 9000 и стандартов своей отрасли к системам качества, если таковы имеются. Он должны уметь разрабатывать, совершенствовать и обеспечивать функционирование системы качества, действующей на предприятии, анализировать её эффективность. В обязательном порядке они должны знать выпускаемую продукцию, порядок её проектирования, изготовления и испытаний, а также технологию и организацию работ, порядок сертификации продукции и системы качества. Им должны быть известны основные вопросы метрологического обеспечения производства и стандартизации, применяемые методы контроля и испытаний продукции, правовые вопросы в области качества. Они должны уметь разрабатывать нормативные документы по системе качества, уметь организовывать и проводить внутренние проверки системы качества, представлять систему качества заказчикам, организовывать работу по сертификации и решению существующих проблем в области качества. Для ознакомления с международными документами и специальной литературой, для участия в переговорах с заказчиками отдела управления качеством все более необходимым становится знание английского языка.
___При обучении работников отдела управления качеством нужно соблюдать соотношения знания методов управления качеством со знанием технологии производства и выпускаемой продукции, чтобы умело применять полученные знания для решения конкретных, порой очень непростых практических задач на своих предприятиях. При обучении непосредственных исполнителей работ (рядовых конструкторов, технологов и производственного персонала) необходимо иметь в виду, что качество формируется в процессе создания продукции и, значит, методы разработки и изготовления являются основой достижения необходимых свойств и характеристик продукции (требуемого уровня качества). Поэтому здесь обучение качеству неотрывно от обучения профессии и повышения квалификации. При этом может потребоваться ознакомление с некоторыми разделами из смежных областей, таких, как метрология, статистика и других.
___Но поскольку такой работник, выполняя свою конкретную работу, участвует в общей работе по формированию качества выпускаемой продукции, ему необходимо иметь представление о действующей системе качества, знать свою роль и место в этой системе, а также знать, как он взаимодействует по вопросам качества с другими работниками и администрацией. Например, какие последствия ожидают рабочего при забраковании изготовленного им изделия и, наоборот, какое моральное и материальное поощрение он может получить, стабильно обеспечивая требуемое качество продукции. Комплекс таких вопросов, дополняющих чисто профессиональные знания и умения, должен стать предметом специального обучения в области качества.
___В программе такого обучения целесообразно предусмотреть изучение следующих вопросов: организация работ по качеству на предприятии (система качества); методы контроля качества изготавливаемых изделий, в том числе — статистические методы контроля качества; система бездефектного изготовления продукции; действия администрации и работников при выпуске бракованной продукции и санкции за брак; организация рационализаторской работы и кружков качества. Кроме этого, может потребоваться дополнительное обучение персонала каким-либо специфическим вопросам обеспечения качества применительно к выпуску конкретной продукции.
___По результатам обучения должна быть предусмотрена оценка знаний и умений работников предприятия для их официальной аттестации, а также для определения возможности их профессионального роста и продвижения по службе. Для этого целесообразно после проведения курса обучения организовать выполнение слушателями контрольных работ. Организацией обучения должны, по возможности, заниматься специальные работники — отдел или группа подготовки кадров, которые организуют обучение работников предприятия по всем направлениям.
___Для обучения персонала управлению и обеспечению качества, целесообразно в максимальной степени привлекать собственных работников, практически занимающихся изучаемыми вопросами и знающими специфику предприятия и местные условия. Это не означает, что нужно «вариться в собственном соку» и игнорировать сторонних специалистов. Их полезно приглашать по мере необходимости для подготовки работников службы качества, повышения квалификации производственных рабочих и инженерно—технических работников, для ознакомления руководства предприятия с новыми методами управления, в том числе — в управлении качеством.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Управление качеством продукции с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *