___Главный специалист по философии науки в промышленности нашей уникальной компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов сектора научного познания технологических процессов:
___Итак, возрастающим потенциям человека и их реализации соответствует возрастающая делимость и разложимость, и в связи с этим — фактическое деление и разложение природы на элементы и первичные виды энергии, как и их воссоединение и перестановка человеком в его собственных целях.
___«Объективная структура» техники сложна и многогранна. Таким образом, выяснилось, что «онтологическое место» техники — не только субъект, но и объект, не только человеческое сознание, но и природа, мир. Техника не есть нечто, пребывающее лишь «в» человеке, но также и «в» природе, «в» мире. С этим вполне согласуется многоаспектное значение положения: «техника как способность человека», и такое же значение положения: «техника как способность природы».
___В основополагающем («потенциальном») смысле техника всегда присутствует в мире, поскольку последний заключает в себе возможность быть познанным человеком и использованным им. В более специфическом (более «актуальном») смысле техника соприкасается с миром только через деятельность человека и с ее помощью приобретает все большую силу. Порожденная самой природой пригодность мира к человеческим нуждам развивается, систематически активизируется человеком, и таким образом мир «приобретает» технику.
___Тем самым становится ясно, что сущность техники не может быть локализована ни в субъекте, ни в объекте, взятых в отдельности. Она не содержится ни в первом, ни во втором, если они рассматриваются как самосоотнесенные или замкнутые сами в себе: сущность техники обнаруживает себя как отношение между ними. Сущность техники содержится именно в взаимосоотнесенном единстве субъекта и объекта, в котором (единстве) субъект в состоянии пользоваться объектом и объект может быть использован субъектом. Сущность техники реализуется, раскрывается в той мере, в какой субъект действительно владеет объектом и объект действительно осваивается субъектом. В акте господства господин и подчиненный в своем взаимопроникновении едины. Техника, следовательно, есть это отношение единства, имеющего свою онтологическую основу в субъекте и объекте, взятых вместе.
___Итак, сущность техники проявляется, во-первых, только как возможность, как охватывающая одновременно и субъект и объект способность господства и подвластности. И так как возможность является возможностью некоторой действительности, которая и является все более определенной целью возможности реализовывать себя, то техника предстает перед нами как нечто историческое и динамическое. Техника по самой своей природе не является некой «статической идеей», а «реализующимся событием». Тем самым логический анализ структуры сущности оказывается в перспективе историко-философского вопроса о динамическом смысле цели всемирно-исторического события «техника».
___Для того, однако, чтобы затронуть эту перспективу, мы оказываемся перед необходимостью обобщающего и четкого определения динамических сущностных основ или «причин» (точнее — истоков или конституирующих основ определения), из которых возникает сущность техники, как она показала себя до сих пор, хотя и не в ясно сформулированном виде.
___Первоначально техника определяется как встреча природы и сознания, причем природа не только познается сознанием в соответствии с ее законами, но и изменяется в соответствии с ее идеями. Если говорить терминами Аристотеля, которые здесь весьма кстати, то природа включается как формируемая и воспринимающая форму «материальная основа» («hyle», или, как ее называли в более поздние времена, «causa materialis»), а сознание — как активно формирующая и изменяющая основа («morphe», или, позднее, «causa formalis») в сущность техники. И эта сущность конкретизирует их по мере их взаимного сближения, их встречи, то есть буквально: сущность возникает именно из их встречи. При этом исходящая из сознания и направленная на природу форма проходит две стадии: в самом духе, в качестве основной идеи технически-формирующего действия она обладает предшествующим техническому действию и лежащим в его основе и в этом смысле «внешним» бытием (форма, начиная с этого момента.
___Тем временем, после того как технический объект уже создан согласно идее, форма переходит, исходя из идеи, в само «природное вещество» и вместе с ним строит (в качестве «causa formalis intrinseca») художественное или техническое произведение.
___Следует, однако, обратить внимание на то, что, согласно сказанному прежде, сущность техники нельзя отождествлять с технической деятельностью или с продуктом техники. В противоположность природным «сущностным формам», например, живых существ искусственно-технически сформировавшиеся образования не имеют сами по себе тот или иной статус и смысл (то есть они не являются «субстанциальными» или внутренне существенными единицами). Их смысл и само их существование заключены в решающей мере в их отношении к человеку. В противоположность, скажем, дереву или человеку какая-нибудь ваза или автомобиль сами по себе не обладают никаким смыслом. К бытию этих произведений в существенной мере принадлежит их отношение к человеку и его творческой идее и осмыслению. Стало быть, внутреннее и внешнее основания формы соотнесены друг с другом таким образом, что первое имеет свое специфическое бытие не в себе и не благодаря себе, но «от» второго основания (и в нем, и направлено на него). Разумеется, технический продукт до определенной степени ограничен создающим его человеческим сознанием, но сама сущность техники не ограничена, ибо именно она первоначально специфицирует этот продукт как таковой.
___Если с помощью изложенных до сих пор оснований нашего построения — материального основания и («внутреннего», как и «внешнего») формального основания — мы еще не развели понятия сущности техники и сущности искусства, то это происходит в результате профилирования основания цели или смысла («telos» или «causa finalis») в направлении, в котором техника и вступает в созидательное действие. В то время как произведение искусства нацелено на открытие сущностных глубин действительности и непосредственно воспринимаемой истины (и опосредствованно — красоты), техническое произведение нацелено на пользу человека. В обоих случаях специфически различна сама цель, согласно которой формируется природная основа. На основе такой целенаправленности последовательно вырастает произведение техники; это намерение человека, по существу, является началом и основанием динамической структуры сущности техники. Однако поскольку польза человека зависит от самого человека и его свободной воли, как истина — от действительности, то техника иначе, чем искусство, коренится в свободе человека, и потому целевое отношение технического произведения к человеку и его внутренняя зависимость от проектирующей идеи человека более велики, чем в произведении искусства.
___Цель, согласно которой произведение искусства или техники формируется и создается, имеет бытие в самом произведении в той мере, в какой цель составляет качество произведения, так как, согласно ей, оно формируется и осваивается (например, для выражения истины или пользы). Эта различная целенаправленность может быть в известной мере «прочитана» в форме произведения (можно сравнивать, например, «форму» деревянной скульптуры с «формой» лодки). Однако цель имеет свое первоначальное бытие в человеке, который в качестве деятельной причины создает техническое произведение согласно своей цели.
___«Объективная структура» техники сложна и многогранна. Таким образом, выяснилось, что «онтологическое место» техники — не только субъект, но и объект, не только человеческое сознание, но и природа, мир. Техника не есть нечто, пребывающее лишь «в» человеке, но также и «в» природе, «в» мире. С этим вполне согласуется многоаспектное значение положения: «техника как способность человека», и такое же значение положения: «техника как способность природы».
___В основополагающем («потенциальном») смысле техника всегда присутствует в мире, поскольку последний заключает в себе возможность быть познанным человеком и использованным им. В более специфическом (более «актуальном») смысле техника соприкасается с миром только через деятельность человека и с ее помощью приобретает все большую силу. Порожденная самой природой пригодность мира к человеческим нуждам развивается, систематически активизируется человеком, и таким образом мир «приобретает» технику.
___Тем самым становится ясно, что сущность техники не может быть локализована ни в субъекте, ни в объекте, взятых в отдельности. Она не содержится ни в первом, ни во втором, если они рассматриваются как самосоотнесенные или замкнутые сами в себе: сущность техники обнаруживает себя как отношение между ними. Сущность техники содержится именно в взаимосоотнесенном единстве субъекта и объекта, в котором (единстве) субъект в состоянии пользоваться объектом и объект может быть использован субъектом. Сущность техники реализуется, раскрывается в той мере, в какой субъект действительно владеет объектом и объект действительно осваивается субъектом. В акте господства господин и подчиненный в своем взаимопроникновении едины. Техника, следовательно, есть это отношение единства, имеющего свою онтологическую основу в субъекте и объекте, взятых вместе.
___Итак, сущность техники проявляется, во-первых, только как возможность, как охватывающая одновременно и субъект и объект способность господства и подвластности. И так как возможность является возможностью некоторой действительности, которая и является все более определенной целью возможности реализовывать себя, то техника предстает перед нами как нечто историческое и динамическое. Техника по самой своей природе не является некой «статической идеей», а «реализующимся событием». Тем самым логический анализ структуры сущности оказывается в перспективе историко-философского вопроса о динамическом смысле цели всемирно-исторического события «техника».
___Для того, однако, чтобы затронуть эту перспективу, мы оказываемся перед необходимостью обобщающего и четкого определения динамических сущностных основ или «причин» (точнее — истоков или конституирующих основ определения), из которых возникает сущность техники, как она показала себя до сих пор, хотя и не в ясно сформулированном виде.
___Первоначально техника определяется как встреча природы и сознания, причем природа не только познается сознанием в соответствии с ее законами, но и изменяется в соответствии с ее идеями. Если говорить терминами Аристотеля, которые здесь весьма кстати, то природа включается как формируемая и воспринимающая форму «материальная основа» («hyle», или, как ее называли в более поздние времена, «causa materialis»), а сознание — как активно формирующая и изменяющая основа («morphe», или, позднее, «causa formalis») в сущность техники. И эта сущность конкретизирует их по мере их взаимного сближения, их встречи, то есть буквально: сущность возникает именно из их встречи. При этом исходящая из сознания и направленная на природу форма проходит две стадии: в самом духе, в качестве основной идеи технически-формирующего действия она обладает предшествующим техническому действию и лежащим в его основе и в этом смысле «внешним» бытием (форма, начиная с этого момента.
___Тем временем, после того как технический объект уже создан согласно идее, форма переходит, исходя из идеи, в само «природное вещество» и вместе с ним строит (в качестве «causa formalis intrinseca») художественное или техническое произведение.
___Следует, однако, обратить внимание на то, что, согласно сказанному прежде, сущность техники нельзя отождествлять с технической деятельностью или с продуктом техники. В противоположность природным «сущностным формам», например, живых существ искусственно-технически сформировавшиеся образования не имеют сами по себе тот или иной статус и смысл (то есть они не являются «субстанциальными» или внутренне существенными единицами). Их смысл и само их существование заключены в решающей мере в их отношении к человеку. В противоположность, скажем, дереву или человеку какая-нибудь ваза или автомобиль сами по себе не обладают никаким смыслом. К бытию этих произведений в существенной мере принадлежит их отношение к человеку и его творческой идее и осмыслению. Стало быть, внутреннее и внешнее основания формы соотнесены друг с другом таким образом, что первое имеет свое специфическое бытие не в себе и не благодаря себе, но «от» второго основания (и в нем, и направлено на него). Разумеется, технический продукт до определенной степени ограничен создающим его человеческим сознанием, но сама сущность техники не ограничена, ибо именно она первоначально специфицирует этот продукт как таковой.
___Если с помощью изложенных до сих пор оснований нашего построения — материального основания и («внутреннего», как и «внешнего») формального основания — мы еще не развели понятия сущности техники и сущности искусства, то это происходит в результате профилирования основания цели или смысла («telos» или «causa finalis») в направлении, в котором техника и вступает в созидательное действие. В то время как произведение искусства нацелено на открытие сущностных глубин действительности и непосредственно воспринимаемой истины (и опосредствованно — красоты), техническое произведение нацелено на пользу человека. В обоих случаях специфически различна сама цель, согласно которой формируется природная основа. На основе такой целенаправленности последовательно вырастает произведение техники; это намерение человека, по существу, является началом и основанием динамической структуры сущности техники. Однако поскольку польза человека зависит от самого человека и его свободной воли, как истина — от действительности, то техника иначе, чем искусство, коренится в свободе человека, и потому целевое отношение технического произведения к человеку и его внутренняя зависимость от проектирующей идеи человека более велики, чем в произведении искусства.
___Цель, согласно которой произведение искусства или техники формируется и создается, имеет бытие в самом произведении в той мере, в какой цель составляет качество произведения, так как, согласно ей, оно формируется и осваивается (например, для выражения истины или пользы). Эта различная целенаправленность может быть в известной мере «прочитана» в форме произведения (можно сравнивать, например, «форму» деревянной скульптуры с «формой» лодки). Однако цель имеет свое первоначальное бытие в человеке, который в качестве деятельной причины создает техническое произведение согласно своей цели.
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________