___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала “Продавать-Много.РФ”.
___Оперативный образ – идеальное отражение преобразуемого в деятельности объекта, складывающееся по ходу выполнения конкретного предметного действия и подчиненного задаче действия.
Оперативные образы – это регуляторы действия. Для них характерна двойственность и внутренняя противоречивость. Оперативный образ должен содержать только ту информацию, которая необходима для правильного совершения данного действия. Поэтому, с одной стороны в оперативном образе происходит зеркальное отражение характеристик объекта, а с другой – функциональная деформация в сторону наиболее значимых для данной ситуации ИП.
Оперативный образ характеризуется:
.Прагматичностью (практической целесообразностью).
.Адекватностью (степенью соответствия реальной действительности).
.Специфичностью (принадлежностью именно этим условиям деятельности).
.Лаконичностью (отсеканием всех незначительных для деятельности обстоятельств и информации).
.Функциональной деформацией (усиленным отражением в оперативном образе наиболее значимой в данный момент информации).
В зависимости от функции в регуляции действий, оперативные образы делятся на глобальные участвующие в преобразовании информации на протяжении всего действия (в этом случае образ – как инвариант конечного заданного состояния объекта, образ строения объекта) и этапные обеспечивающие текущую оценку и управление действием (например, афферентные образы сличения текущего состояния с заданным). Каждая деятельность в своем развитии приобретает черты оперативности. Цель, которая должна быть достигнута в данном действии, предстает в виде образа – эталона. Осуществляя способы действия, человек воспринимает рассогласование между фактическим состоянием объекта и тем, которое должно быть достигнуто в результате данного действия. Организация предметного действия требует, чтобы это рассогласование было оценено на фоне всех имеющихся сведений о сложившейся в этот момент обстановке. Нейрофизиологическим механизмом такой оценки по Анохину выступает акцептор действия, т.е. нервная модель параметров предвосхищенного реального результата. Оперативный образ позволяет по новому взглянуть на анализ усилий приводящих к деформации, когда работает цепь тяговая пластинчатая под большими нагрузками. Это сравнение осуществляется путем обратной сенсорной связи. Основной механизм, закладывающийся в активационное обеспечение действия – афферентный синтез. Афферентный синтез – это нейрофизиологическая основа психологической системы деятельности или действия. Афферентный синтез приводит к решению вопроса: какой именно результат должен быть получен в данный момент, обеспечивает постановку цели, и, прежде всего, материальную базу информационной основы деятельности. Развитие психических функций рассматривается (по Ананьеву) как развитие – функциональных механизмов (наиболее ранние, реализующие филогенетическую программу); и – операциональных (более сложных, возникающих на основе научения, воспитания, накопления опыта).
Каждая психическая функция имеет свои операциональные механизмы. Они и являются основанием для построения оперативных образов. Приступая к деятельности, человек использует ряд своих психических свойств как профессионально-важные. Однако их функциональные и операциональные механизмы не приспособлены к конкретным условиям деятельности. В процессе становления деятельности происходит перестройка операциональных механизмов в оперативные. Для развития этих механизмов необходим определенный уровень сформированности функциональной системы деятельности (афферентного синтеза).
Так формируются оперативные образы, отражающие реальность. Они играют роль обобщенных схем поведения, сформированных в процессе обучения и тренировок. Для этого они объединяются в оперативные схемы восприятия, т.е. цепочки оперативных образов, отражающих целые звенья деятельности.
Компонентный анализ деятельности. Действия и операции. Деятельность осуществляется с помощью системы разнообразных действий. Действие представляет собой структурный компонент деятельности, соотнесенный с ее целью. Действие может служить элементом анализа деятельности, т.е. наименьшей подсистемой, сохраняющей все характеристики целого и неделимой на более мелкие части (Чебышева)
Опр. Действие – относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной, промежуточной осознаваемой цели. Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним , выполняемым в уме.
Действие относительно самостоятельный процесс (внешн. практ. и внутр.умств.) признаком которого является его направленность на достижение сознательно поставленной цели. В отличие от собственно деятельности действие часто не имеет своего мотива, а подчиняется мотиву той деятельности, содержание которой они образуют. Относительная самостоятельность выражается в том, что одно действие может входить в разную деятельность. При этом сохраняется прямая цель, но меняется лишь мотивация и смысл для субъекта. В разных видах труда действия имеют разный характер, но все имеют общие признаки:
· целесообразность (целенаправленность);
· адекватность текущему состоянию объекта труда;
· полиэффекторность (возможность выполнения одного действия с помощью различных групп мышц);
· определенное соотношение автоматических (фиксированных) и перестраивающихся (изменчивых) компонентов;
· общественная обусловленность трудовых действий.
Действия классифицируются по различным основаниям:
По целевой направленности (самоконтроля и контроля)
По виду психической деятельности (сенсомоторные, мнемические, интеллектуальные, перцептивные, имажинитивные)
По степени осознанности (волевые, импульсивные)
По принадлежности виду деятельности (трудовые, учебные, игровые, общения).
Действие определяется образом-целью (имеет интенциональный аспект) и условиями его выполнения (операциональный аспект)
Существуют специальные классификации действий для трудовой деятельности. Остановимся на характеристике трудовых (или по Казакову – рабочих) действиях. По своим целям последние делятся на:
1. Ориентировочные – действия по определению цели и условий деятельности, выяснению средств и путей достижения целей. Они бывают двух видов: теоретические, которые направлены на получение необходимой информации для выработки рабочей гипотезы, определяющей цель, процесс и результат деятельности; практические, они включаются в исполнительские с целью контроля и оценки процесса деятельности и его соответствия общей цели.
2. Исполнительские – действия, последовательно реализующие общую цель деятельности.
3. Корректировочные – действия поправок, уточнений, изменений, информационные действия об ошибках.
4. Завершающие – действия связанные с проверкой качества выполнения всех действий на завершающем этапе деятельности по их результатам.
С т.з. психологического анализа деятельности и действия как элемента анализа целостное действие ( по Гальперину) имеет следующую структуру:
· ориентировочную основу;
· исполнительскую часть ;
· контролирующий эталон.
Соответственно критериями действия будут: уровень выполнения; обобщенность; сокращенность; степень освоенности. Трудовая деятельность существует в цепи действий. Однако практическое выполнение деятельности связано с конкретными способами выполнения этих действий. (В деятельности шитья существует действие прикрепления пуговицы. Это действие можно выполнить вручную с помощью иголки и нитки, машиной, автоматом, приклеить пуговицу и т.д. Все это будут разные способы выполнения действия прикрепления к ткани пуговицы). Конкретный способ, которым выполняется действие называется операцией.
Оперативные образы – это регуляторы действия. Для них характерна двойственность и внутренняя противоречивость. Оперативный образ должен содержать только ту информацию, которая необходима для правильного совершения данного действия. Поэтому, с одной стороны в оперативном образе происходит зеркальное отражение характеристик объекта, а с другой – функциональная деформация в сторону наиболее значимых для данной ситуации ИП.
Оперативный образ характеризуется:
.Прагматичностью (практической целесообразностью).
.Адекватностью (степенью соответствия реальной действительности).
.Специфичностью (принадлежностью именно этим условиям деятельности).
.Лаконичностью (отсеканием всех незначительных для деятельности обстоятельств и информации).
.Функциональной деформацией (усиленным отражением в оперативном образе наиболее значимой в данный момент информации).
В зависимости от функции в регуляции действий, оперативные образы делятся на глобальные участвующие в преобразовании информации на протяжении всего действия (в этом случае образ – как инвариант конечного заданного состояния объекта, образ строения объекта) и этапные обеспечивающие текущую оценку и управление действием (например, афферентные образы сличения текущего состояния с заданным). Каждая деятельность в своем развитии приобретает черты оперативности. Цель, которая должна быть достигнута в данном действии, предстает в виде образа – эталона. Осуществляя способы действия, человек воспринимает рассогласование между фактическим состоянием объекта и тем, которое должно быть достигнуто в результате данного действия. Организация предметного действия требует, чтобы это рассогласование было оценено на фоне всех имеющихся сведений о сложившейся в этот момент обстановке. Нейрофизиологическим механизмом такой оценки по Анохину выступает акцептор действия, т.е. нервная модель параметров предвосхищенного реального результата. Оперативный образ позволяет по новому взглянуть на анализ усилий приводящих к деформации, когда работает цепь тяговая пластинчатая под большими нагрузками. Это сравнение осуществляется путем обратной сенсорной связи. Основной механизм, закладывающийся в активационное обеспечение действия – афферентный синтез. Афферентный синтез – это нейрофизиологическая основа психологической системы деятельности или действия. Афферентный синтез приводит к решению вопроса: какой именно результат должен быть получен в данный момент, обеспечивает постановку цели, и, прежде всего, материальную базу информационной основы деятельности. Развитие психических функций рассматривается (по Ананьеву) как развитие – функциональных механизмов (наиболее ранние, реализующие филогенетическую программу); и – операциональных (более сложных, возникающих на основе научения, воспитания, накопления опыта).
Каждая психическая функция имеет свои операциональные механизмы. Они и являются основанием для построения оперативных образов. Приступая к деятельности, человек использует ряд своих психических свойств как профессионально-важные. Однако их функциональные и операциональные механизмы не приспособлены к конкретным условиям деятельности. В процессе становления деятельности происходит перестройка операциональных механизмов в оперативные. Для развития этих механизмов необходим определенный уровень сформированности функциональной системы деятельности (афферентного синтеза).
Так формируются оперативные образы, отражающие реальность. Они играют роль обобщенных схем поведения, сформированных в процессе обучения и тренировок. Для этого они объединяются в оперативные схемы восприятия, т.е. цепочки оперативных образов, отражающих целые звенья деятельности.
Компонентный анализ деятельности. Действия и операции. Деятельность осуществляется с помощью системы разнообразных действий. Действие представляет собой структурный компонент деятельности, соотнесенный с ее целью. Действие может служить элементом анализа деятельности, т.е. наименьшей подсистемой, сохраняющей все характеристики целого и неделимой на более мелкие части (Чебышева)
Опр. Действие – относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной, промежуточной осознаваемой цели. Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним , выполняемым в уме.
Действие относительно самостоятельный процесс (внешн. практ. и внутр.умств.) признаком которого является его направленность на достижение сознательно поставленной цели. В отличие от собственно деятельности действие часто не имеет своего мотива, а подчиняется мотиву той деятельности, содержание которой они образуют. Относительная самостоятельность выражается в том, что одно действие может входить в разную деятельность. При этом сохраняется прямая цель, но меняется лишь мотивация и смысл для субъекта. В разных видах труда действия имеют разный характер, но все имеют общие признаки:
· целесообразность (целенаправленность);
· адекватность текущему состоянию объекта труда;
· полиэффекторность (возможность выполнения одного действия с помощью различных групп мышц);
· определенное соотношение автоматических (фиксированных) и перестраивающихся (изменчивых) компонентов;
· общественная обусловленность трудовых действий.
Действия классифицируются по различным основаниям:
По целевой направленности (самоконтроля и контроля)
По виду психической деятельности (сенсомоторные, мнемические, интеллектуальные, перцептивные, имажинитивные)
По степени осознанности (волевые, импульсивные)
По принадлежности виду деятельности (трудовые, учебные, игровые, общения).
Действие определяется образом-целью (имеет интенциональный аспект) и условиями его выполнения (операциональный аспект)
Существуют специальные классификации действий для трудовой деятельности. Остановимся на характеристике трудовых (или по Казакову – рабочих) действиях. По своим целям последние делятся на:
1. Ориентировочные – действия по определению цели и условий деятельности, выяснению средств и путей достижения целей. Они бывают двух видов: теоретические, которые направлены на получение необходимой информации для выработки рабочей гипотезы, определяющей цель, процесс и результат деятельности; практические, они включаются в исполнительские с целью контроля и оценки процесса деятельности и его соответствия общей цели.
2. Исполнительские – действия, последовательно реализующие общую цель деятельности.
3. Корректировочные – действия поправок, уточнений, изменений, информационные действия об ошибках.
4. Завершающие – действия связанные с проверкой качества выполнения всех действий на завершающем этапе деятельности по их результатам.
С т.з. психологического анализа деятельности и действия как элемента анализа целостное действие ( по Гальперину) имеет следующую структуру:
· ориентировочную основу;
· исполнительскую часть ;
· контролирующий эталон.
Соответственно критериями действия будут: уровень выполнения; обобщенность; сокращенность; степень освоенности. Трудовая деятельность существует в цепи действий. Однако практическое выполнение деятельности связано с конкретными способами выполнения этих действий. (В деятельности шитья существует действие прикрепления пуговицы. Это действие можно выполнить вручную с помощью иголки и нитки, машиной, автоматом, приклеить пуговицу и т.д. Все это будут разные способы выполнения действия прикрепления к ткани пуговицы). Конкретный способ, которым выполняется действие называется операцией.
___
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________