___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала “Продавать-Много.РФ”.
___Действие трансформируется в операцию. Поскольку в данном случае операция выступает как способ реализации психологического действия, то это психологическая операция.
Операция – это способ, каким выполняется действие. Операция определяется не самой целью, а условиями, в которых дана цель.
Гамезо М.В. определяет операцию «как систему движений, из которых состоит действие при подчинении их конкретной задаче». Т.е. одна и та же цель, соотносимая с действием, может быть достигнута в разных условиях, поэтому одно действие может быть реализовано разными операциями.
Формирование операции происходит поэтапно. Общим механизмом формирования операции является:
— обобщение исходного действия;
— его поэтапная интериоризация;
— автоматизация;
— перевод в более сложное действие.
Операция, особенно техническая, такая как например чертить проекты загородных домов, тоже имеет строгую иерархию – описание самого технологического процесса. Выделяют «производственную операцию» и «рабочее движение». Производственная операция – наименьшая относительно законченная часть технологического процесса, осуществляемая с единой производственной целью, на одном рабочем месте, одним рабочим или группой, при помощи однотипных инструментов, приспособлений и сочетаний трудовых приемов. С психологической точки зрения производственная операция – это предметное действие переработки информации о текущем состоянии производственного объекта для осуществления целесообразного воздействия на него. Производственные операции делятся на основные ( направленные на заданное преобразование предмета труда) и вспомогательные (обеспечивающие условия для такого преобразования).
Анализ производственных операций индивида в основном психофизиологический. При изучении операций, выполняемых группой лиц, используют методы социальной психологии. Полученные данные используются при проектировании трудовой деятельности.
Опр. Движение – это конкретное исполнение операций. Они определяются траекторией, темпом, скоростью и силой.
Рабочие (трудовые) движения входят в процесс труда как способ его осуществления и носят физиологический характер (Платонов К.К.). Выделяют следующие группы движений: основные, поправочные, дополнительные, аварийные, лишние, ошибочные, экономные-неэкономные.
По ДомашенкоИ.А. с помощью движений реализуются, прежде всего, предметные действия. Анализ многообразных предметных действий показывает, что все они в большинстве случаев складываются из трех относительно простых движений: взять (поднять) , переместить, отпустить. Кроме этого в психологии принято выделять еще и другие виды движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и др.
Во всех случаях необходима координация и согласованность движений друг с другом. Различают три основных параметра трудовых движений: силовой, пространственный, временной. По мере развития техники движения становятся все более дозированными. Крупные силовые движения дробятся на более мелкие, вплоть до появления микродвижений.
В каждом рабочем движении, которым реализуется психомоторный процесс, различают три стороны:
· механическую;
· физиологическую;
· психологическую.
Учитывая структуру движения и необходимость соответствия этой структуре рабочей зоны на рабочих местах, различают:
а) сенсорное поле – элементы рабочего места, информационно воздействующие на анализаторы человека.
Б) моторное поле – элементы рабочего поля, на которое может быть направлено двигательное воздействие работника.
Во всех случаях необходима координация движений и согласованность их друг с другом. Анализ рабочих движений человека показывает, что они зависят: от тренированности человека и от конкретной профессиональной деятельности.
Формирование действий, операций, движений подчиняется ряду закономерностей.
1. Освоение отдельных действий носит неравномерный характер , как самих по себе, так и в общей структуре деятельности .
2. Различия в интенсивности роста показателей эффективности действия при освоении различных действий у одного и того же лица.
3. Различия в темпах роста показателей одних и тех же действий у разных лиц.
Гетерохронность развития различных действий необходимо учитывать при моделировании и освоении деятельности. Например, в ходе освоения деятельности необходимо добиться определенного уровня производительности , качества и надежности в целом. Но в процессе реального освоения вначале достигается определенный уровень по одному показателю и по определенной группе действий, а потом подтягиваются другие действия и показатели.
Исследование действий и операций предполагает выделение их психологической сущности и механизмов. Одним из таких важнейших механизмов является механизм формирования навыков.
Формирование профессиональных умений и навыков. Ранее было сказано, что конкретный способ выполнения действия превращает последнее в операцию. Нередко цель действия перестает актуализироваться в сознании и оно используется как способ достижения цели другого более крупного действия, т.е. как операция. Возможность выполнения операции без актуализации в сознании ее цели появляется в результате выработки соответствующих навыков. Навык это прижизненно сформированное умение что-то делать. Навык – это автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе его выполнения, представляющий координированное умение решать тот или иной вид двигательной, сенсорной, интеллектуальной или психической задачи.
Существуют навыки разных видов: сенсомоторные, интеллектуальные, перцептивные и т.д. В любом навыке можно различить психологическую и физиологическую стороны. Одними из первых в фило- и онтогенезе начинают вырабатываться моторные навыки, по мере выработки осложняясь сенсорными и интеллектуальными компонентами. Двигательный навык это необходимый приспособительный элемент нормального функционирования человека и взаимодействия его с окружающей средой.
Общая схема осуществления навыка заключается в следующем. В процессе многократного воздействия на организм сходных раздражителей внешней среды у человека формируется определенная программа поведения , реакции на эти раздражители. Эта реакция не тождественна с одиночным ответом в схеме рефлекса. Она представляет собой умение действовать в определенной ситуации, с большой степенью приспособляемости к этой ситуации .
Формирование любого, (даже самого примитивного моторного) навыка начинается с получения информации о состоянии среды в форме какого-либо сенсорного сигнала. Следовательно, говоря о структуре навыка , нельзя упускать из виду его начальное звено – пусковой механизм. У человека выработка навыка представляет собой активную психомоторную деятельность. Говоря о программе действий , мы неизбежно предполагаем какие-то изначально заложенные системы действий. Для навыка система ответных действий есть совокупность тех автоматизмов, за счет которых и происходит эта стандартизированная деятельность. Навык есть выработанная структура. Не только начало навыка , его пусковой механизм формируется в виде сенсорного сигнала, но и последующая корректировка навыка осуществляется с помощью все такой же сенсорной информации. Важным моментом любой деятельности является ее осознание , а следовательно оценка. Оценка присуща и выполнению навыка. Оценка навыка осуществляется осознанно результатов и подсознательно процесса.
За формирование навыка ответственны мозговые структуры. Навык , формируясь располагается на различных мозговых уровнях, в зависимости от автоматизированности тех или иных компонентов. Нервная модель осуществления навыка – афферентный синтез. Корректировка навыка осуществляется по механизму акцептора действия.
Промежуточный этап овладения новым способом действия на основе знания, но не достигшего уровня навыка называют умением.
Операция – это способ, каким выполняется действие. Операция определяется не самой целью, а условиями, в которых дана цель.
Гамезо М.В. определяет операцию «как систему движений, из которых состоит действие при подчинении их конкретной задаче». Т.е. одна и та же цель, соотносимая с действием, может быть достигнута в разных условиях, поэтому одно действие может быть реализовано разными операциями.
Формирование операции происходит поэтапно. Общим механизмом формирования операции является:
— обобщение исходного действия;
— его поэтапная интериоризация;
— автоматизация;
— перевод в более сложное действие.
Операция, особенно техническая, такая как например чертить проекты загородных домов, тоже имеет строгую иерархию – описание самого технологического процесса. Выделяют «производственную операцию» и «рабочее движение». Производственная операция – наименьшая относительно законченная часть технологического процесса, осуществляемая с единой производственной целью, на одном рабочем месте, одним рабочим или группой, при помощи однотипных инструментов, приспособлений и сочетаний трудовых приемов. С психологической точки зрения производственная операция – это предметное действие переработки информации о текущем состоянии производственного объекта для осуществления целесообразного воздействия на него. Производственные операции делятся на основные ( направленные на заданное преобразование предмета труда) и вспомогательные (обеспечивающие условия для такого преобразования).
Анализ производственных операций индивида в основном психофизиологический. При изучении операций, выполняемых группой лиц, используют методы социальной психологии. Полученные данные используются при проектировании трудовой деятельности.
Опр. Движение – это конкретное исполнение операций. Они определяются траекторией, темпом, скоростью и силой.
Рабочие (трудовые) движения входят в процесс труда как способ его осуществления и носят физиологический характер (Платонов К.К.). Выделяют следующие группы движений: основные, поправочные, дополнительные, аварийные, лишние, ошибочные, экономные-неэкономные.
По ДомашенкоИ.А. с помощью движений реализуются, прежде всего, предметные действия. Анализ многообразных предметных действий показывает, что все они в большинстве случаев складываются из трех относительно простых движений: взять (поднять) , переместить, отпустить. Кроме этого в психологии принято выделять еще и другие виды движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и др.
Во всех случаях необходима координация и согласованность движений друг с другом. Различают три основных параметра трудовых движений: силовой, пространственный, временной. По мере развития техники движения становятся все более дозированными. Крупные силовые движения дробятся на более мелкие, вплоть до появления микродвижений.
В каждом рабочем движении, которым реализуется психомоторный процесс, различают три стороны:
· механическую;
· физиологическую;
· психологическую.
Учитывая структуру движения и необходимость соответствия этой структуре рабочей зоны на рабочих местах, различают:
а) сенсорное поле – элементы рабочего места, информационно воздействующие на анализаторы человека.
Б) моторное поле – элементы рабочего поля, на которое может быть направлено двигательное воздействие работника.
Во всех случаях необходима координация движений и согласованность их друг с другом. Анализ рабочих движений человека показывает, что они зависят: от тренированности человека и от конкретной профессиональной деятельности.
Формирование действий, операций, движений подчиняется ряду закономерностей.
1. Освоение отдельных действий носит неравномерный характер , как самих по себе, так и в общей структуре деятельности .
2. Различия в интенсивности роста показателей эффективности действия при освоении различных действий у одного и того же лица.
3. Различия в темпах роста показателей одних и тех же действий у разных лиц.
Гетерохронность развития различных действий необходимо учитывать при моделировании и освоении деятельности. Например, в ходе освоения деятельности необходимо добиться определенного уровня производительности , качества и надежности в целом. Но в процессе реального освоения вначале достигается определенный уровень по одному показателю и по определенной группе действий, а потом подтягиваются другие действия и показатели.
Исследование действий и операций предполагает выделение их психологической сущности и механизмов. Одним из таких важнейших механизмов является механизм формирования навыков.
Формирование профессиональных умений и навыков. Ранее было сказано, что конкретный способ выполнения действия превращает последнее в операцию. Нередко цель действия перестает актуализироваться в сознании и оно используется как способ достижения цели другого более крупного действия, т.е. как операция. Возможность выполнения операции без актуализации в сознании ее цели появляется в результате выработки соответствующих навыков. Навык это прижизненно сформированное умение что-то делать. Навык – это автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе его выполнения, представляющий координированное умение решать тот или иной вид двигательной, сенсорной, интеллектуальной или психической задачи.
Существуют навыки разных видов: сенсомоторные, интеллектуальные, перцептивные и т.д. В любом навыке можно различить психологическую и физиологическую стороны. Одними из первых в фило- и онтогенезе начинают вырабатываться моторные навыки, по мере выработки осложняясь сенсорными и интеллектуальными компонентами. Двигательный навык это необходимый приспособительный элемент нормального функционирования человека и взаимодействия его с окружающей средой.
Общая схема осуществления навыка заключается в следующем. В процессе многократного воздействия на организм сходных раздражителей внешней среды у человека формируется определенная программа поведения , реакции на эти раздражители. Эта реакция не тождественна с одиночным ответом в схеме рефлекса. Она представляет собой умение действовать в определенной ситуации, с большой степенью приспособляемости к этой ситуации .
Формирование любого, (даже самого примитивного моторного) навыка начинается с получения информации о состоянии среды в форме какого-либо сенсорного сигнала. Следовательно, говоря о структуре навыка , нельзя упускать из виду его начальное звено – пусковой механизм. У человека выработка навыка представляет собой активную психомоторную деятельность. Говоря о программе действий , мы неизбежно предполагаем какие-то изначально заложенные системы действий. Для навыка система ответных действий есть совокупность тех автоматизмов, за счет которых и происходит эта стандартизированная деятельность. Навык есть выработанная структура. Не только начало навыка , его пусковой механизм формируется в виде сенсорного сигнала, но и последующая корректировка навыка осуществляется с помощью все такой же сенсорной информации. Важным моментом любой деятельности является ее осознание , а следовательно оценка. Оценка присуща и выполнению навыка. Оценка навыка осуществляется осознанно результатов и подсознательно процесса.
За формирование навыка ответственны мозговые структуры. Навык , формируясь располагается на различных мозговых уровнях, в зависимости от автоматизированности тех или иных компонентов. Нервная модель осуществления навыка – афферентный синтез. Корректировка навыка осуществляется по механизму акцептора действия.
Промежуточный этап овладения новым способом действия на основе знания, но не достигшего уровня навыка называют умением.
___
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________