___Генеральный директор нашей компании “Продавать-Много.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов различных направлений:
___Совершенно логично утверждение, что несколько индивидов могут нести одну и ту же ответственность также и сообща. Когда они это делают, мы можем говорить о коллективной ответственности или групповой ответственности», ни на йоту не убавляя соответствующую индивидуальную ответственность. Я без колебаний назвал бы ее коллективной ответственностью отдельных лиц в группах или совместной ответственностью. Таким образом, моральная ответственность является индивидуальной, она не может осмысленно приписываться объединениям или формальным организациям, она всегда относится к лицам, является «впередсмотрящим» по отношению к чему-то такому, что определенные лица должны делать или чему они должны воспрепятствовать. Она «не обособлена»; ответственность не допускает уклонения от нее ссылкой на ее разделение на многие лица, например, в соответствии с девизом: «Раздели ответственность и ты будешь оправдан!» Она, так сказать, не может быть снята оправданием, от нее нельзя отречься, ее нельзя поделить, нельзя отклонить. Лэдд удивляется, что Харт в своей попытке различить типы ответственности не останавливается на этой всеобъемлющей моральной ответственности. (В действительности же у Харта речь идет о специфической актуальной в правовом отношении, проблеме приписывания ответственности, а не о вопросах общеэтической ответственности.) Дифференциация принципиально отличных типов ответственности, несомненно, полезна — непосредственно также и при рассмотрении различных видов ответственности и возможных конфликтов, связанных с ответственностью в области техники. Однако, без сомнения, необходимо добавить всеохватывающую моральную ответственность. Перед какой же инстанцией в общеморальном отношении должен отвечать человек? Особенно высока ответственность за грузоперевозки до 3 т, потому что они могут легко затеряться в логистической системе.
___В этике обычно указывают на совесть, перед которой человек держит ответ. «Совесть действительно является последней и решающей инстанцией для ответственности», как недавно высказался Ханс Закссе, и поэтому он отклоняет всякую «коллективную ответственность» как слишком «расплывчатое понятие». «Однако частный характер совести,— как признается сам Закссе,— затрудняет интерсубъективное обращение с ней».
___Действительно ли совесть является последней инстанцией? Не служит ли она индивидуальной основой для общественной и коллективной ответственности? И если у кого-то молчит совесть, то, может быть, ему или потерпевшим от его действия (при известных обстоятельствах, безумного действия) просто не повезло? Не является ли совесть скорее неким медиумом, неким голосом, оценивающим, измеряющим ответственность в качестве критерия таковой? Не предполагает ли это уже некий масштаб, некий стандарт, некую инстанцию?
___Или же этой инстанцией является морально-практический разум, который поздний Кант любопытным образом отождествляет с Богом ( «Бог есть морально-практический разум»)? Не является ли и практический разум опять же только медиумом и органом, так сказать центром установления, а не содержательной инстанцией?
___Во всяком случае, мы держим ответ перед разумом, но не разуму, как реальному лицу. К тому же разум не является ни органом, ни самой малой «обвиняющей частицей» в мозге, но в кантовском смысле в полной мере самой регулятивной идеей, порождения идей. Так как мы уже обладаем такими идеями, мы смогли бы также выйти за рамки скорее формальной идеи морального разума в качестве инстанции и привлечь в качестве возможных инстанций более сильные содержательные идеи, скажем, самоуважение, идею человечества или идею общества.
___В этике обычно указывают на совесть, перед которой человек держит ответ. «Совесть действительно является последней и решающей инстанцией для ответственности», как недавно высказался Ханс Закссе, и поэтому он отклоняет всякую «коллективную ответственность» как слишком «расплывчатое понятие». «Однако частный характер совести,— как признается сам Закссе,— затрудняет интерсубъективное обращение с ней».
___Действительно ли совесть является последней инстанцией? Не служит ли она индивидуальной основой для общественной и коллективной ответственности? И если у кого-то молчит совесть, то, может быть, ему или потерпевшим от его действия (при известных обстоятельствах, безумного действия) просто не повезло? Не является ли совесть скорее неким медиумом, неким голосом, оценивающим, измеряющим ответственность в качестве критерия таковой? Не предполагает ли это уже некий масштаб, некий стандарт, некую инстанцию?
___Или же этой инстанцией является морально-практический разум, который поздний Кант любопытным образом отождествляет с Богом ( «Бог есть морально-практический разум»)? Не является ли и практический разум опять же только медиумом и органом, так сказать центром установления, а не содержательной инстанцией?
___Во всяком случае, мы держим ответ перед разумом, но не разуму, как реальному лицу. К тому же разум не является ни органом, ни самой малой «обвиняющей частицей» в мозге, но в кантовском смысле в полной мере самой регулятивной идеей, порождения идей. Так как мы уже обладаем такими идеями, мы смогли бы также выйти за рамки скорее формальной идеи морального разума в качестве инстанции и привлечь в качестве возможных инстанций более сильные содержательные идеи, скажем, самоуважение, идею человечества или идею общества.
___
__________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________