Отдельный природный объект

___Главный специалист по философии науки в промышленности нашей уникальной компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов сектора аналитического познания технологических процессов: 
___Отдельный природный объект также имеет свою собственную фисис или природу в том, что он имеет специфический рост, то есть в силу вышеупомянутого самодвижения он происходит из элементарной материальной основы, которая также продолжает существовать в специфическом качестве отдельного природного объекта; и он актуализирует себя в конечной форме, например в полностью выросшем зрелом растении или животном. И эта конечная форма, энтелехия, является такой решающей для организма, что о природном объекте можно сказать «имеет свою природу», только когда он достигает этой конечной формы. Следовательно, по-гречески слово «природа» может продолжать применяться для обозначения установленной, постоянной, сущностной формы и фундаментального качества любой существующей вещи.
___На нескольких страницах невозможно дать полную историю понятия и идеи фисис во всех его разнообразных вариантах. Но по крайней мере необходимо подчеркнуть, что в первоначальном месте, где мы впервые это слово встречаем, оно означает в весьма характерной манере живую форму роста или просто рост растения. В десятой книге Одиссеи бог Гермес выдергивает из земли волшебную траву моли, чтобы дать ее Одиссею. «Вырвав его из земли и природу (physis) его объяснив мне»,— как говорит поэт. «Корень был черный, подобен был цвет молоку белизною». Корень и цветы, нижняя часть и верхушка растения составляли ее полное строение, и это «строение», жизненная структура, форма роста есть в точности фисис, которую бог показывает герою совершенно прозаичным образом.
___Постигая фисис как жизненный, а также придающий форму рост, греки далее осознавали его как мистический, жизненный, направленный порядок в отдельных вещах, которые в силу его и возникают,— нечто, что становится стандартом для любого, кто, подобно Гераклиту, пытается анализировать или объяснять каждую отдельную вещь в соответствии с ее природой (kata physin). Гераклит, который в текущем взаимодействии противоположностей находит соразмерность, логос, то, что управляет и является стойким,— мог, естественно, прийти к утверждению, что «природа любит скрываться». То есть законоподоб-ный, жизненный порядок — всегда «позади» всего, неважно, насколько мы смогли раскрыть его. Направляющая деятельность природы может быть показана, но не понята; фисис есть «открытая тайна».
___Вообще-то именно греческие врачи сделали вклад в выработку понятия фисис, те, кто имел большой опыт в познании человеческого организма. Например, один из них отрицает, что такая болезнь, как эпилепсия, особого, божественного происхождения. «Болезни, говорит он, все являются божественными настолько же, насколько и человеческими, но тем не менее каждая из них имеет жизненные законы, фисис, и таким образом может быть также побеждена с помощью искусства врача». Знаменитый врач в соответствии с этим выражал убеждение, «что никто не может приобрести более точное знание о природе из чего-либо иного, кроме медицины». Позже фисис расширяется до совокупности того, что есть (существует), всего видимого космоса, который, как фисис (природа) в ее целостности (hole physis) или фисис существующих вещей (physis ton onton), теперь предстает нам не только как космос, порядок, но именно как жизненный рост, стремящийся от одной формы к другой. Пифагорейцы, исходя из наблюдений за музыкой, установили число и симметрию как конечную основу этого онтологического роста, а затем на этой базе Платон в одном из своих поздних диалогов, «Тимее», выводил структуру мировой души, которая пронизывает и обнимает космос, а также структуру четырех элементов из фундаментальных математических форм и симметрии. Он, таким образом, обосновал тот математический взгляд на природу, который в научно обработанной форме необычайно широко применяется в современной науке и технике.
___Для греков фисис в его «необходимости» возникает как божественный и высший по отношению ко всем человеческим законам8; даже говорят «о законе фисис (природы)». Аристотель также отмечает, что фисис выявляет божественную причинность, и говорит, что «от природы все заключает в себе что-то божественное». И в том, что было для греков самым характерным, а также и поучительным единством эмпирического наблюдения природных явлений с созерцанием, этот трезвый наблюдатель-мыслитель, особенно в своих произведениях по естествознанию, прослеживает «активность» природы, когда он отмечает, что она «является архитектоникой»; что она творит, упорядочивает, конструирует; что она учит и особенно указывает путь технике; что не существует ничего неупорядоченного в ее царстве; что она избегает неограниченного; что она господствует как творческая сила в каждой отдельной вещи, растении и живом существе; что она предусмотрительнаи всегда формирует «ради чего-то»; что она формирует с помощью правильного рассуждения (eulogos); что, «подобно богу», она не делает ничего случайно, излишне плохой трагедии, а стремится ко всему, что полезно, и имеет в виду самое наилучшее. Это — направленная деятельность, которая как всестороннее и целевое направление, творящее от формы к форме, как говорит Аристотель, зависит от бога как ее перводвигателя.
___Человек помещен в целокупность этой направленной деятельности фисис. Таким образом, концепция фисис как самодвижущегося процесса творения от формы к форме оказывает влияние также на этику и эстетику, и Аристотель может сказать, что все, что является противоположностью природе, не может быть добром («справедливым»). Гераклит развил важное положение о том, что «мышление — великое достоинство и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно» 6. Как мы знаем, впоследствии Гераклит сильно повлиял на философию стоиков, которые рассматривали всю природу как пронизанную божественным логосом и сформулировали в качестве руководящей линии для честной и счастливой жизни принцип, что «необходимо жить в гармонии с природой», принцип, который повлиял на самые разнообразные виды натуралистической этики в современный период.
___Воззрение греков на природу, описанное нами в общем виде, стало основанием нашей современной концепции природы, когда в период Возрождения люди вновь обратились к античности и к ее космологической мысли. Но тем временем произошли кое-какие события, и получилось так, что наша современная концепция природы все более и более отказывается от всеобъемлющей целостности древнегреческого фисиса, целостности и единства формы и движения, закона и жизни, причинности и цели и что главным образом в развитии современного дуализма между мыслью и протяженностью мы отделили природу и дух, природу и свободу, я и мир, субъект и объект друг от друга. Мы изъяли человека из природы, поместили его вне и против нее и свели последовательно профанируемую природу к простому объекту человеческого знания. Гёте, с его понятием «запечатленной формы, раскрывающейся через живое», понимал древний фисис лучше, чем кто-либо другой, и думал об этой современной редукции, когда однажды, уже на склоне лет, сокрушался, что «природа, которая сделала нас для того, чтобы творить, не является больше природой вообще, но неким существом, совершенно отличающимся от того, с чем имели дело греки”.
___ 
___________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *