понимание материи

___Генеральный директор нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Ни экстрасенсорика, ни парапсихология, ни даже полтергейсты (если окажется, что это не галлюцинации или выдумки) ничуть не колеблют понимание материи, идущее от Гольбаха через Маркса и Энгельса к Ленину. Если не заниматься школярскими упражнениями в спекуляциях на метафоричности энгельсовских и ленинских разъяснениях понятия материи, (“копируется, фотографируется” и т.п.), а сосредоточить внимание на главном: “быть объектив-ной реальностью”, “существовать вне ума”, на том, что она непосредственно или через приборы действует на наши органы чувств и через них до некоторой степени познается нами, то вместо квазифилософских спекуляций следует относительно аномальных явлений задать вопрос, являются ли они объективными фактами или же иллюзиями или вымыслом? Можно ли их изучать с помощью приборов и прочих познавательных средств науки? Если да, то это “объективная реальность, данная нам в ощущении” и никакого опровержения материализма тут нет. Если же это выдумки или иллюзии, ошибки наблюдения или эксперимента, то это опровергает материализм ничуть не больше, чем опровержение любого вымысла или ошибочной научной гипотезы, напр., гипотезы теплорода. Ни подтверждение, ни опровержение самых невероятных фантазий об инопланетянах и параллельных мирах, ни экстрасенсорика и прочая аномалистика ничуть не опровергают материализма, который в методологическом отношении означает всего лишь ориентацию на “изучение природы та-кой, как она есть, без посторонних прибавлений”, как говорил об этом Энгельс. И вряд ли надо доказывать, что ничего аморального и предосудительного в такой установке нет.
___В случае влияния одного мозга на другой на большом расстоянии без по-мощи технических средств или в случае разгона туч и локального изменения погоды экстрасенсом (если бы это оказалось не выдумкой или случайным сов-падением действий экстрасенса с определёнными метеорологическими процессами) следует задаться вопросом, каковы материальные механизмы передачи информации от мозга к мозгу (напр., через, биополе), как и какие материальные процессы, неизмеримо превосходящие энергетику самого экстрасенса, запускает экстрасенс, подобно тому, как брошенный в лесу окурок запускает колоссальный по своей энергетике механизм лесного пожара? Какие рациональные, научные гипотезы можно построить для объяснения этих явлений и как их проверить?
___Даже если бы было доказано существование чего-то обладающего разумом и управляющего нашим земным или галактическим миром (как сверхразум в фантастических романах или бог в религии), то и в этом случае диалектический материализм не был бы поколеблен, ибо он вовсе не утверждает, что единственно возможной материальной системой, способной отражать мир на уровне сущности явлений, являются человеческий мозг, что человек есть венец творения, что невозможны материальные системы с более высокой, чем у нашего мозга отражательной способностью, т.е. более разумные, чем человек. Ибо если мир бесконечен и качественно неисчерпаем в своём развитии, то нет никаких оснований отбрасывать с порога гипотезу о более разумных чем мы существах, в том числе и неизмеримо превосходящих нас по разуму.
___И сама эта гипотеза вовсе не нуждается в религиозных одёжках и может иметь вполне рациональное, независимое от них содержание. Боги, духи, демоны и т.п. – это фантастически конкретизированная абстракция от непознанных, действующих по неизвестным человеку законам, нередко противоречащих его повседневному опыту и неизмеримо превосходящих его по своей мощи явлений действительности. Все укладывающееся в рамки накопленного опыта, рационально объяснимое и предсказуемое, а потому нестрашное, называлось естественным, а всё, выходящее за эти рамки, непонятное, рационально необъяснимое, непредсказуемое и страшное попадало в разряд сверхъестественного. Всё, что добавила к этому религия – это мифологическая антропоморфная оболочка. “Где кончается наше знание, там появляется господь бог”, – говорил Фейербах. Если же отбросить эту антропоморфную фантастическую оболочку, в ее глубине обнаружится не познанные нами, не-подвластные нам объективные законы природного и общественного бытия, т.е. объективная реальность, материя. И если кто-то назовет эту не познанную нами действительность богом, дьяволом, мировым духом – чем угодно, от это-го она не перестанет быть тем, что она есть, непознанной и неподвластной нам объективной реальностью, материей. И никакого крушения материализма тут нет.
___ 
___________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *