Прикладная наука

___Главный специалист по философии науки в промышленности нашей уникальной компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации инженеров сектора познания и разработки технологических процессов: 
___Прикладная наука – это теоретические и экспериментальные исследования, имеющие целью решить данные технические проблемы, являются характерной формой взаимодействия науки и технического развития в XIX веке. С одной стороны, они основывались на спросе на технический прогресс, вызванный промышленным развитием этого столетия, и, с другой стороны — на возрастающей производительности и эффективности науки.
___В представлении ученых XIX века растущее значение науки для техники видится часто не как результат спроса техники на научное решение проблем, а, скорее, как результат поставки новой техники, следующей за автономным развитием теоретической науки. Промышленное развитие общества действительно привело к тому, что в XIX веке технический потенциал научных открытий все шире применялся в технике. Мы проиллюстрировали этот пункт телеграфом и другими техническими средствами в области электричества, которые, являясь примером технического прогресса, стали возможными благодаря предложениям, исходящим от науки. Это породило то общее мнение, что чистое и фундаментальное исслледование является основой технического прогресса. С помощью этого аргумента ученые стремились защитить свою незадолго до того приобретенную профессиональную автономию от спроса на науку, ориентированного на технические применения. Пастер сказал, что не существовало никакой категории науки, которая могла бы называться «прикладной наукой». «Существует наука, и существуют приложения науки, соединенные вместе, как фрукты на дереве, на котором они растут». Однако сам Пастер потратит много лет своей жизни на поиск научных решений специальных практических проблем, и его главной заботой всегда было выявление причин тех или иных проблем и научное объяснение выявленных факторов.
___Если не считать упомянутой выше идеологической причины, трудно понять, почему этот тип ориентированного вовне исследования, направленного на медико-техническое решение неотложных проблем, не мог бы носить названия прикладной науки. Пастеровское медико-ориентированное микробиологическое исследование, как и агрономическая химия Либиха, является связанным с «моделью спроса» научно ориентированной техники, которая была проиллюстрирована примером томасовского конвертера и теорией локомотивов.
___Взаимосвязь научного прогресса и технических инноваций в XIX веке была еще несистематической. Это относится к переводу предложений науки в новую технику и к спросу на научные решения существующих технических проблем. Взаимоотношения науки и техники определялись такими случайными факторами, как личные контакты ученых и практиков, технические и экономические интересы, стимулировавшие отдельных ученых, и степень доступа ИТР к научному обучению.
___Техническое развитие в конце XIX века и в растущей степени в XX веке, вызванное капитализмом и войной, ведет к расширению исследований и разработок в промышленности, к созданию независимых институтов по прикладным исследованиям и к сдвигу технического образования от обучения на рабочем месте к академическому. Соединение научного и технического прогресса является во многих аспектах плодом «модели поставок» XIX века. Новая техника возникает в качестве побочного продукта фундаментального исследования. Структура, которая характеризует новый уровень взаимодействия науки и техники в XX веке, является, однако, ответвлением науки в специальные технические теории или с точки зрения техники достижением технических целей с помощью построения теорий.
___Знание о природе и техника больше не являются лишь методологически эквивалентными и связанными лишь эпистемологической структурой операционального знания. Они теперь имеют тенденцию к унификации на уровне теории. В XX веке разработка полезной техники через построение научной теории становится возможной и может быть стратегически планируемой. Ее основой являются удачно сформулированные теории для ряда объективных областей. В противоположность условиям, при которых начинала наука в XIX веке, теперь она располагает не только успешными теориями механики, но также надежными электродинамическими и химическими теориями: для таких явлений, как движущиеся тела, теплота, свет, электричество, наука достигла решения большинства фундаментальных проблем, и эти решения могут служить основой для специальных теоретических моделей, объясняющих сложные технические явления. Процесс увязывания технических явлений с фундаментальной теорией посредством специальных моделей имеет два дополнительных аспекта. Он включает и формулировку теорий для технических структур, и конкретизацию общих научных теорий. Химическая технология и механика сплошных сред будут служить иллюстрацией обоих этих аспектов.
___Ближе к концу XIX века инженерное проектирование и оптимизация химико-технологических производственных процессов еще в основном базировались на личном опыте и методе проб и ошибок. Около середины XX века, однако, они стали содержанием теоретической науки — теоретических основ химической технологии. Развитие химической технологии как научной дисциплины охватывает три различные стадии. Первая, которая продолжалась до первой мировой войны, отмечена соединением знаний инженеров и химиков в области химической технологии. (В Германии это осуществлялось через кооперацию традиционно подготовленных инженеров и химиков, а в США и Великобритании — через формирование профессии «инженера-химика».) Новые процессы все больше разрабатывались экспериментально в инженерных исследовательских лабораториях. Но перевод результатов этого исследования в практику был еще делом случая и «ручного знания». Научные методы химии и инженерии еще не сливались в единую дисциплину, и, следовательно, непосредственная научная обработка сложных операций «в реальных» технических процессах не была выполнимой.
___Вторая стадия «сциентификации» — особенно в США после первой мировой войны — заключается в классификации производственных процессов на базе элементарных операций. Элементы технических операций, такие, как дистилляция, фильтрация, смешивание, дробление, шлифование и т.п., были отделены друг от друга и организованы в соответствии с практическими требованиями. Эти операции рассматривались с помощью научных методов, но данные методы не нацеливались на теоретический анализ на уровне фундаментальных наук, таких, как молекулярная химия, термодинамика или гидродинамика. Приблизительно к 1930 г. химическая технология была создана как научная дисциплина с ее собственными методами, стандартными решениями и концепцией в рамках феноменологической теории.
___Третья стадия, начавшаяся в 30-е годы и ускорившаяся после второй мировой войны, влечет за собой интеграцию химической технологии в рамках физической и технической теорий. Особенность этой третьей стадии состоит в том, что реальные процессы в химических реакторах постигаются все более успешно с помощью микротеоретических понятий в рамках термодинамики, аэродинамики, кинетики и других теорий. Работа над химико-технологическими проблемами становится для ученых возможным средством продолжения физико-химических исследований. Они развили специальные понятия и математические модели, которые связывали более сложные технические процессы и операции («микроявления») с идеализированными объектами фундаментальной науки. Так, например, «макрокинетику» развивают для того, чтобы понять химические реакции, на которые влияют физические явления передачи (передача теплоты, энергии и материи).
___ 
___________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *