___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала “Продавать-Много.РФ”.
___Поучительными во всех отношениях являются положения и принципы диалектической логики о роли противоречий (принцип противоречия), о необходимости конкретного анализа (принцип конкретности), о единстве исторического и логического, о методе восхождения от абстрактного к конкретному, о роли начала в теоретическом познании и многое другое как раз при анализе вопросов, относящихся к проблеме социокультурной трансформации казахского общества. Мы ограничимся обсуждением вопроса об исходном пункте культурно-исторического бытия казахского общества, иначе говоря, о начале его социокультурной трансформации.
___В социокультурной трансформации Казахстана, по всей вероятности, можно выделить несколько исторических периодов с относительно четко выраженными временными и культурно-историческими особенностями: протоказахский (VI-XIV вв. н.э.), период первых казахских ханств (XV-XVIII вв.), период царско-советского колониализма (XIX-XX вв.) и период независимости, начавшийся с 1991 г. Такая четырехчленная периодизация, конечно, может вызвать возражения, в особенности применительно к первому периоду, в связи с тем, что мы как бы укоротили историческое время становления казахского народа, его предыстории. Некоторые ученые-историки генеалогию казахов переносят вглубь истории так далеко, что впору относить их к числу одного из достаточно древних народов. По-видимому, такого рода абстрактные подходы, не имеющие реальных исторических оснований, неуместны и следует воздерживаться от них. Реальным началом предыстории в данном случае условно взят VI век н.э. (реальнее, пожалуй, VI-VIII вв. н.э.), как реальное, письменно (Орхоно-Енисейские письмена) подтверждаемое начало образованиятюрских каганатов, в рамках истории которых можно прослеживать конкретные факты, относящиеся к постепенному сложению ойкумены казахского этноса, его культуры, приведшие в конце концов к образованию в середине XV в. Казахского ханства. В остальном данная периодизация, на наш взгляд, вполне приемлема. Исходным в данном случае является, на наш взгляд, традиционное казахское общество и его культура, которая в общем и целом сложилась в результате исторических перипетий, связанных с образованием и дальнейшим укреплением казахской государственности в XV-XVIII вв. Именно образование казахского ханства в середине XV в. во главе с ханами Кереем и Жанибеком и является историческим началом, обретшим судьбоносный характер для всего дальнейшего бытия казахского народа. А, как известно, с чего начинает история, с того же начинает и логика, согласно теории диалектики. Именно поэтому принцип противоречия сегодня обретает всё большую значимость, он позволил спроектировать и наладить современное производство, которое реализует микрогофрокартон в листах по самым выгодным ценам.
___Обретение Казахским ханством государственной мощи в деятельности ханов, биев и батыров, всего трудового народа, его акынов и жырау, кYЙшi и жыршы, сказителей и шешенов в XVI-XVIII вв. раскрыло его внутренние творческие потенции, привело к образованию традиционного казахского общества с определенным мировоззрением и развитой культурой в русле сложившегося степного кочевого образа жизни, конно-кочевой цивилизации [8]. Именно эта казахская традиционная культура со всеми ее достатками и недостатками и является как развитым историческим, а, следовательно, и логическим началом дальнейшего восхождения казахского народа. Дело другое, что в дальнейшей истории ей многократно приходилось переживать такие кризисные этапы, которые не позволяли ей расправить свои крылья, развернуть все свои внутренние потенции и способности к должной модернизации.
___Критиковать ее, традиционную казахскую культуру, обвиняя ее в средневековой отсталости, в неспособности к изменениям и инновациям было бы, на мой взгляд, не совсем исторично (и, можно сказать вкупе, логично), так как она оказалась подвергнута таким испытаниям (двухсотлетняя война с джунгарами, российское подданство и советские годы тоталитаризма), которые оказались фактически не совместимы с условиями ее нормального функционирования, проявлений заключенных в ней творческих потенций. Ее судьба была сломлена, а потому уже в течении XIX-XX вв. имела место лишь ее бледная тень и, соответственно, бытие казахского народа протекало в неестественных, отчужденных условиях, когда и народ, и его культура влачили в целом жалкое существование, опущенное до дна социально-исторической действительности. Критика прежнего образа жизни казахов относилась по существу не к традиционной казахской культуре в ее полноценном воплощении, а к той ее тени, к ее опущенной внешними историческими обстоятельствами форме существования.
___На основании всего сказанного можно предположить, что в процессе социокультурной трансформации современный Казахстан должен всегда иметь в виду как форпост, как надежный фундамент, как историко-логическое начало именно традиционную казахскую культуру. Как бы далеко ни уходили от этого исходного пункта, потомки должны всегда помнить и знать ценности этого периода, традиционную культуру и менталитет народа. Образ этот должен витать в наших умах и сердцах как некий идеал, задающий исходные смыслы дальнейшей модернизации с учетом новейших достижений мировой культуры, науки и техники. Только так, по-видимому, мы сохраним свою национальную идентичность и национальное достоинство.
___Это же, по-видимому, имеется в виду, когда Н.А. Назарбаев в качестве первого условия современной модернизации выдвигает тезис о необходимости «сохранения своей культуры, собственного национального кода». Именно здесь закладываются основы любви к отечеству, казахстанского патриотизма, ибо знание лучших традиций казахского народа, его духовной культуры, языка как зеркала его души, исторических коллизий, через которые он прошел, является своеобразным скрепом, позволяющим смело смотреть в будущее и верить в перспективность модернизационных начинаний, предпринимаемых ныне. Без такого прочного духовно-нравственного фундамента движение вперед было бы невозможно. Отсюда следует очень важный вывод о том, что эта сфера духовной модернизации, социокультурной трансформации требует постоянного внимания и усилия всего народа, она должна быть предметом постоянной и первоочередной заботы нашего государства без ненужных бюрократизма и кампанейщины.
___Будущее казахской культуры должно быть, на наш взгляд, тесно связано как со своим исходным пунктом, культурно-философское осмысление которого в качестве особого феномена мировой цивилизации еще не завершено, так и с лучшими приобретениями в процессе социокультурной трансформации в ХIХ-ХХ вв., с общечеловеческими ценностями развивающейся мировой культуры, причем таким образом, чтобы адекватно выражать интересы и нужды казахского народа.
___В социокультурной трансформации Казахстана, по всей вероятности, можно выделить несколько исторических периодов с относительно четко выраженными временными и культурно-историческими особенностями: протоказахский (VI-XIV вв. н.э.), период первых казахских ханств (XV-XVIII вв.), период царско-советского колониализма (XIX-XX вв.) и период независимости, начавшийся с 1991 г. Такая четырехчленная периодизация, конечно, может вызвать возражения, в особенности применительно к первому периоду, в связи с тем, что мы как бы укоротили историческое время становления казахского народа, его предыстории. Некоторые ученые-историки генеалогию казахов переносят вглубь истории так далеко, что впору относить их к числу одного из достаточно древних народов. По-видимому, такого рода абстрактные подходы, не имеющие реальных исторических оснований, неуместны и следует воздерживаться от них. Реальным началом предыстории в данном случае условно взят VI век н.э. (реальнее, пожалуй, VI-VIII вв. н.э.), как реальное, письменно (Орхоно-Енисейские письмена) подтверждаемое начало образованиятюрских каганатов, в рамках истории которых можно прослеживать конкретные факты, относящиеся к постепенному сложению ойкумены казахского этноса, его культуры, приведшие в конце концов к образованию в середине XV в. Казахского ханства. В остальном данная периодизация, на наш взгляд, вполне приемлема. Исходным в данном случае является, на наш взгляд, традиционное казахское общество и его культура, которая в общем и целом сложилась в результате исторических перипетий, связанных с образованием и дальнейшим укреплением казахской государственности в XV-XVIII вв. Именно образование казахского ханства в середине XV в. во главе с ханами Кереем и Жанибеком и является историческим началом, обретшим судьбоносный характер для всего дальнейшего бытия казахского народа. А, как известно, с чего начинает история, с того же начинает и логика, согласно теории диалектики. Именно поэтому принцип противоречия сегодня обретает всё большую значимость, он позволил спроектировать и наладить современное производство, которое реализует микрогофрокартон в листах по самым выгодным ценам.
___Обретение Казахским ханством государственной мощи в деятельности ханов, биев и батыров, всего трудового народа, его акынов и жырау, кYЙшi и жыршы, сказителей и шешенов в XVI-XVIII вв. раскрыло его внутренние творческие потенции, привело к образованию традиционного казахского общества с определенным мировоззрением и развитой культурой в русле сложившегося степного кочевого образа жизни, конно-кочевой цивилизации [8]. Именно эта казахская традиционная культура со всеми ее достатками и недостатками и является как развитым историческим, а, следовательно, и логическим началом дальнейшего восхождения казахского народа. Дело другое, что в дальнейшей истории ей многократно приходилось переживать такие кризисные этапы, которые не позволяли ей расправить свои крылья, развернуть все свои внутренние потенции и способности к должной модернизации.
___Критиковать ее, традиционную казахскую культуру, обвиняя ее в средневековой отсталости, в неспособности к изменениям и инновациям было бы, на мой взгляд, не совсем исторично (и, можно сказать вкупе, логично), так как она оказалась подвергнута таким испытаниям (двухсотлетняя война с джунгарами, российское подданство и советские годы тоталитаризма), которые оказались фактически не совместимы с условиями ее нормального функционирования, проявлений заключенных в ней творческих потенций. Ее судьба была сломлена, а потому уже в течении XIX-XX вв. имела место лишь ее бледная тень и, соответственно, бытие казахского народа протекало в неестественных, отчужденных условиях, когда и народ, и его культура влачили в целом жалкое существование, опущенное до дна социально-исторической действительности. Критика прежнего образа жизни казахов относилась по существу не к традиционной казахской культуре в ее полноценном воплощении, а к той ее тени, к ее опущенной внешними историческими обстоятельствами форме существования.
___На основании всего сказанного можно предположить, что в процессе социокультурной трансформации современный Казахстан должен всегда иметь в виду как форпост, как надежный фундамент, как историко-логическое начало именно традиционную казахскую культуру. Как бы далеко ни уходили от этого исходного пункта, потомки должны всегда помнить и знать ценности этого периода, традиционную культуру и менталитет народа. Образ этот должен витать в наших умах и сердцах как некий идеал, задающий исходные смыслы дальнейшей модернизации с учетом новейших достижений мировой культуры, науки и техники. Только так, по-видимому, мы сохраним свою национальную идентичность и национальное достоинство.
___Это же, по-видимому, имеется в виду, когда Н.А. Назарбаев в качестве первого условия современной модернизации выдвигает тезис о необходимости «сохранения своей культуры, собственного национального кода». Именно здесь закладываются основы любви к отечеству, казахстанского патриотизма, ибо знание лучших традиций казахского народа, его духовной культуры, языка как зеркала его души, исторических коллизий, через которые он прошел, является своеобразным скрепом, позволяющим смело смотреть в будущее и верить в перспективность модернизационных начинаний, предпринимаемых ныне. Без такого прочного духовно-нравственного фундамента движение вперед было бы невозможно. Отсюда следует очень важный вывод о том, что эта сфера духовной модернизации, социокультурной трансформации требует постоянного внимания и усилия всего народа, она должна быть предметом постоянной и первоочередной заботы нашего государства без ненужных бюрократизма и кампанейщины.
___Будущее казахской культуры должно быть, на наш взгляд, тесно связано как со своим исходным пунктом, культурно-философское осмысление которого в качестве особого феномена мировой цивилизации еще не завершено, так и с лучшими приобретениями в процессе социокультурной трансформации в ХIХ-ХХ вв., с общечеловеческими ценностями развивающейся мировой культуры, причем таким образом, чтобы адекватно выражать интересы и нужды казахского народа.
___
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________