___Главный специалист по философии науки в промышленности нашей уникальной компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов сектора аналитического познания технологических процессов:
___Природа и техника неразрывно взаимосвязаны. Два понятия «природа» и «техника» — взятые либо отдельно, либо в их взаимосвязи — представляются общественному сознанию особенно настойчиво в настоящее время. Прошлому поколению казалось, что многочисленные научные открытия ведут к совершенно новому понятию природы, в то время как промышленная техника или технология, создаваемая на базе научных открытий и со своей стороны делающая их возможными, влечет за собой далеко идущие изменения человеческого бытия. Таким образом, оба понятия, природы и техники, стали узловыми проблемами мышления нашего века. Однако оба они имеют свои истоки в Древней Греции и, подобно всем древнегреческим понятиям, не являются просто словами, но формами мысли, категориями, схемами и способами исследования действительности, с помощью которых греки два с половиной тысячелетия тому назад стремились объяснить развивающуюся реальность и мысленно овладеть ею. Вероятно, в этом вопросе имело бы смысл использовать филологические исследования, чтобы выяснить корень идей «природа» и «техника», и из их истоков высветить вещи, которые стали обычными, даже слишком обычными, в нашей повседневной жизни. Слово «природа» (natura), которым мы обычно обозначаем совокупность всех вещей, существующих вокруг нас (в одних случаях включая человека, в других — исключая его),— латинское слово, усвоенное практически всеми европейскими языками. Но эта концепция является греческой и заключена в слове фисис (physis), которое римляне воспроизвели своим словом natura.
___Шадевальд Вольфганг (1900—1974) — доктор классической филологии. Труды по античной филологии и философии, по истории научного знания.Тот факт, что европейские и (насколько мне известно) другие языки едва ли имели слово, соперничавшее с ним, имеет некоторое значение; это свидетельствует об уникальности греческой концепции мира, заключенной в понятии natura — physis, а также эффективности этого взгляда на мир.
___В латинском языке natura (происходит от nasci — родиться) первоначально принадлежало языку фермеров (арендаторов, откупщиков) и производителей, которые использовали понятие «природа» конкретно для обозначения утробного отверстия самки четвероногих ‘. Обозначая место, через которое происходит рождение, понятие natura очень рано стало использоваться для перевода греческого фисис (physis), так что его первоначальное конкретное значение было расширено, чтобы включить новое, более общее содержание. Оно обозначало также «творящее начало всего, что есть» и в другом смысле «врожденный характер», так как оно определяет конституцию определенной вещи.
___Если мы вернемся к коренному слову physis, необходимо прежде всего отметить, что греческий термин никогда не использовался как nature в обыденной речи и научной терминологии для обозначения реальности объектов. Фисис никогда не является тем же, что и «природа» для людей, осуществляющих воскресную экскурсию, где то-то и то-то случается и то-то и то-то является таким или этаким. Фисис происходит от греческого глагола фио (phyo), который означает нечто подобное рождению, появлению, произрастанию, особенно в растительном мире, где дерево появляется, цветет, живет, ветвится, а также в зоологической реальности — рост волос, шерсти, крыльев, рогов. Кроме того, существительное «фисис», подобно всем греческим конструкциям на -сие (аналогично аглийскому герундию), не означает бытие или материальную вещь, но превращение, событие, направленную деятельность, Wesen (бытие или сущность) — если мы понимаем это слово в его первоначальном активном значении, которое сохраняется в verwesen (управлять, вести дела).
___Таким образом, в наиболее общем смысле фисис означает процесс становления или происхождения — генезис, как его представляли греки, нечто, что было объектом исследования для тех, кто первым задумался над тем, что такое природа, — но этот процесс становления рассматривался как феноменальный, наглядный процесс роста и развития. Характерной чертой роста является то, что из чего-то всегда возникает что-то еще. Таким образом, все растущее является дальнейшим ростом и в конечном результате предполагает общий источник — утробное отверстие фисис-натура. И опять же для процесса становления характерно то, что нечто уже возникшее всегда имеет тенденцию к некоторой новой форме и очертанию. Весь этот процесс становления и направляющая активность фисис (природы) происходят на собственной основе, так что источник движения, каковым является это становление, лежит в самой становящейся вещи.
___Аристотель также обсуждал фисис с той необычайной ясностью, которая была его великой силой. На основе ранее употреблявшихся понятий он сформулировал в своем знаменитом определении фисис следующие три тесно связанных значения природы.
___Фисис для Аристотеля, во-первых, означает в широком смысле становление, бытие или сущность (Wesen) всех вещей, которые существуют и как таковые содержат внутри себя источник движения, тогда как процессы становления и производства в технике не происходят в силу собственных внутренних факторов, но инициируются так или иначе человеком. Соответственно, к фисис относится не только царство жизни (т.е. растения и животные организмы), но также сфера химических, физических и атомных процессов на земле, а также в дальних пределах космоса — все те процессы, которые, подобно космосу, в целом являются самодвижущимися — или, возможно, возникли из «первого двигателя», который Аристотель допускал в своей теологии и который для него есть божество.
___Во-вторых, фисис-натура является для Аристотеля прежде всего недифференцированной материальной основой всего становящегося, отсюда — генезис и рост, следовательно, элементы, понимаемые как первоматерия (prote hyle), которая присутствует во всем разнообразии вещей, возникающих из нее. При таком понимании принимается во внимание тот факт, что направляющая деятельность и существование или сущность фисис всегда происходят из материального субстрата, который мы не должны, однако, понимать как инертную материю.
___Но это значение акцентирует внимание и на другом. Чтобы дополнить понятие материальной основы, из которой происходят рост и становление фисис, вводятся понятия идеи-образа и формы (eldos и morphe). Они являются целью, telos, всего возникающего в природе. Для Аристотеля и греков все самодвижение природы реализуется не просто в форме причинения чего-то, но как упорядоченное и целенаправленное действие. В одном месте Аристотель прямо отмечает, что существует два рода причинности в природе, и, говоря о природе, необходимо по крайней мере пытаться принять в расчет их оба, а все, кто этого не делает, в действительности ничего не говорят о природе.
___Шадевальд Вольфганг (1900—1974) — доктор классической филологии. Труды по античной филологии и философии, по истории научного знания.Тот факт, что европейские и (насколько мне известно) другие языки едва ли имели слово, соперничавшее с ним, имеет некоторое значение; это свидетельствует об уникальности греческой концепции мира, заключенной в понятии natura — physis, а также эффективности этого взгляда на мир.
___В латинском языке natura (происходит от nasci — родиться) первоначально принадлежало языку фермеров (арендаторов, откупщиков) и производителей, которые использовали понятие «природа» конкретно для обозначения утробного отверстия самки четвероногих ‘. Обозначая место, через которое происходит рождение, понятие natura очень рано стало использоваться для перевода греческого фисис (physis), так что его первоначальное конкретное значение было расширено, чтобы включить новое, более общее содержание. Оно обозначало также «творящее начало всего, что есть» и в другом смысле «врожденный характер», так как оно определяет конституцию определенной вещи.
___Если мы вернемся к коренному слову physis, необходимо прежде всего отметить, что греческий термин никогда не использовался как nature в обыденной речи и научной терминологии для обозначения реальности объектов. Фисис никогда не является тем же, что и «природа» для людей, осуществляющих воскресную экскурсию, где то-то и то-то случается и то-то и то-то является таким или этаким. Фисис происходит от греческого глагола фио (phyo), который означает нечто подобное рождению, появлению, произрастанию, особенно в растительном мире, где дерево появляется, цветет, живет, ветвится, а также в зоологической реальности — рост волос, шерсти, крыльев, рогов. Кроме того, существительное «фисис», подобно всем греческим конструкциям на -сие (аналогично аглийскому герундию), не означает бытие или материальную вещь, но превращение, событие, направленную деятельность, Wesen (бытие или сущность) — если мы понимаем это слово в его первоначальном активном значении, которое сохраняется в verwesen (управлять, вести дела).
___Таким образом, в наиболее общем смысле фисис означает процесс становления или происхождения — генезис, как его представляли греки, нечто, что было объектом исследования для тех, кто первым задумался над тем, что такое природа, — но этот процесс становления рассматривался как феноменальный, наглядный процесс роста и развития. Характерной чертой роста является то, что из чего-то всегда возникает что-то еще. Таким образом, все растущее является дальнейшим ростом и в конечном результате предполагает общий источник — утробное отверстие фисис-натура. И опять же для процесса становления характерно то, что нечто уже возникшее всегда имеет тенденцию к некоторой новой форме и очертанию. Весь этот процесс становления и направляющая активность фисис (природы) происходят на собственной основе, так что источник движения, каковым является это становление, лежит в самой становящейся вещи.
___Аристотель также обсуждал фисис с той необычайной ясностью, которая была его великой силой. На основе ранее употреблявшихся понятий он сформулировал в своем знаменитом определении фисис следующие три тесно связанных значения природы.
___Фисис для Аристотеля, во-первых, означает в широком смысле становление, бытие или сущность (Wesen) всех вещей, которые существуют и как таковые содержат внутри себя источник движения, тогда как процессы становления и производства в технике не происходят в силу собственных внутренних факторов, но инициируются так или иначе человеком. Соответственно, к фисис относится не только царство жизни (т.е. растения и животные организмы), но также сфера химических, физических и атомных процессов на земле, а также в дальних пределах космоса — все те процессы, которые, подобно космосу, в целом являются самодвижущимися — или, возможно, возникли из «первого двигателя», который Аристотель допускал в своей теологии и который для него есть божество.
___Во-вторых, фисис-натура является для Аристотеля прежде всего недифференцированной материальной основой всего становящегося, отсюда — генезис и рост, следовательно, элементы, понимаемые как первоматерия (prote hyle), которая присутствует во всем разнообразии вещей, возникающих из нее. При таком понимании принимается во внимание тот факт, что направляющая деятельность и существование или сущность фисис всегда происходят из материального субстрата, который мы не должны, однако, понимать как инертную материю.
___Но это значение акцентирует внимание и на другом. Чтобы дополнить понятие материальной основы, из которой происходят рост и становление фисис, вводятся понятия идеи-образа и формы (eldos и morphe). Они являются целью, telos, всего возникающего в природе. Для Аристотеля и греков все самодвижение природы реализуется не просто в форме причинения чего-то, но как упорядоченное и целенаправленное действие. В одном месте Аристотель прямо отмечает, что существует два рода причинности в природе, и, говоря о природе, необходимо по крайней мере пытаться принять в расчет их оба, а все, кто этого не делает, в действительности ничего не говорят о природе.
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________