Задачи, которые решает психология труда многообразны и по методологическому статусу и по содержанию. Познакомимся подробнее с конкретными задачами, стоящими перед психологией труда. Наиболее подробный анализ стоящих перед психологией труда проблем дал Б. Ф .Ломов:
Проблема мотивации трудовой деятельности, формирования личности в труде. Изучение закономерностей , механизмов, факторов и условий личностного развития в трудовой деятельности.
Проблема организации и развития трудовых коллективов.
Проблема психологического и психофизиологического обеспечения деятельности различных состояний человека, возникающих в труде.
Психологические вопросы , связанные с проектированием , разработкой и эксплуатацией техники.
Психологический аспект совершенствования систем управления.
Психологические проблемы, связанные с охраной здоровья людей в трудовой деятельности.
Совершенствование сферы обслуживания. Психологические вопросы рекламы, маркетинга и т.п.
Проблемы профессионального обучения.
В самом общем виде можно выделить следующие большие группы задач и направлений, которые должна решать психология труда.
. Психологическое изучение трудовой деятельности. Сюда относится анализ требований к психическим функциям человека; определение закономерностей и механизмов формирования профессионально-важных качеств; изучение структуры трудовой деятельности, ее динамики и механизмов. В качестве более частных вопросов выступают задачи изучения работоспособности и утомления, научения и навыков, режимов труда и отдыха и т.п.
. Изучение личности в трудовом процессе. Прежде всего здесь следует отметить исследования, касающиеся мотивации трудовой деятельности, самореализации человека в труде. Важным моментом является анализ способностей, интересов личности, способов информационного обмена, проблем творчества и т.д.
. Социально-психологические проблемы труда. Труд всегда групповая деятельность, это осложняет его множеством социальных проблем. Проблемы управления, контроля, планирования, разрешения конфликтов – все эти вопросы исследуются в области психологии труда. Особенное значение имеют исследования этого плана в области конкретных профессий, профессионального отбора и обучения.
Эта триада проблем: «процесс труда» – «личность в труде» – «социальная динамика труда» являются той практической основой, на которой строится психология труда. Основополагающей методологической позицией современной психологии труда выступает метасистемный подход. Труд как социально-психологическая структура имеет метасистемную организацию (А.В.Карпов). Системный характер имеет и каждый отдельный элемент труда. В связи с этим принцип системности является базовым для психологии труда (Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков). Очевидно, что разработка научных идей в области психологии труда должна опираться и на другие общеметодологические принципы (детерминизм; единство сознания и деятельности; генетический принцип и ряд др.) Однако с точки зрения объективной научной логики они с необходимостью будут выражаться в исследованиях, основанных на комплексе системности – активности – личностного подхода. Область исследований психологии труда и организационной психологии объединяет все исследования, связанные с сферой труда и деятельностью профессиональных организаций. Психология труда изучает особую форму поведения работающих людей, осуществляемого в рамках некоторой организации.
Характеристика личностно – деятельностного принципа в психологии труда.
Принцип единства личности и деятельности требует при изучении трудовой деятельности учитывать особенности личности, при этом профессионально важные ее свойства следует изучать не в одном, а в разных видах деятельности. Личностно – деятельностный принцип можно объединить с принципом сознания и сформулировать следующим образом: сознание как высшая интегральная форма психического отражения, личность, являющаяся человеком как носителем сознания, деятельность как форма взаимодействия человека с миром, в которой человек достигает цели, существуют, проявляются и формируются в своем триединстве, определяемом взаимодействиями со сменой их причинно-следственных связей. Другими словами, деятельность является формой активности сознания, сознание – результатом поведения и деятельности человека, сознание образует внутренний план деятельности человека, изменение содержания деятельности способствует формированию качественно нового уровня сознания.
Проблема переговоров успешно решается если кофейный бар на выезд заказать, тогда можно будет передохнуть и собраться с мыслями. Изучение профессиональной деятельности с позиции системного подхода является одной из самых актуальных задач психологии труда, Структурно-функциональный анализ, принцип системного исследования социальных явлений и процессов как структурно расчленённой целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определённое функциональное назначение. На уровне структурно-функционального анализа изучаются принципы организации и механизмов взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятельности. При этом выявляются связи между отдельными подструктурами деятельности (действиями), значимость установленных связей и вес структурных компонентов деятельности.
При этом необходимо не только показать ее структуру, “но и вскрыть:
а) влияние одних подструктур деятельности на другие;
б) значимость отдельных связей;
в) вес структурных компонентов деятельности.
Учитывая, что исполнение реализуется через качества работника, необходимо наряду со связями компонентов деятельности изучить связи между отдельными профессионально-важными качествами личности, значимость и вес этих качеств. В результате подобного анализа деятельность предстает как “полиструктурное образование”
Место в системе наук
Психология труда в историческом плане как единая наука о труде в современный период «разделилась» на ряд самостоятельных научных дисциплин, охватывающих разные стороны психологических аспектов труда и профессионала. Собственно за психологией труда остались вопросы закономерностей формирования и проявления психической деятельности человека (процессов, состояний, особенностей личности) в процессе труда. Прогресс общества идет по пути информационной революции. Эти вопросы изучает новая наука, возникшая на стыке технических и психологических наук. Инженерная психология – научная дисциплина изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации техники. Принцип системности является определяющим в организации любых процессов и взаимодействия. Изучение человека труда возможно только в системе всех его проявлений и сторон, усилиями различных наук. Такое системное представление обеспечивает эргономика. Эргономика ( от греч. ergon – работа и nomos – закон) общее название группы наук, занимающихся комплексным изучением человека в производственной деятельности и совершенствованием средств и условий труда. В эргономический комплекс включаются прикладные разделы общей и инженерной психологии, физиологии и гигиены труда, антропометрии , биомеханики, аспекты научной организации труда, технической эстетики, общей теории систем и т.д. Основная цель эргономики – изучение и оптимизация систем «человек – машина – среда». Современная психология труда имеет тесную связь с наукознанием в целом и отдельными науками в частности.
Вследствие обширной сферы исследований, в психологии труда в процессе развития сформировался целый ряд различных направлений:
Организационная психология,
Психология управления,
Промышленная психология,
Транспортная психология,
Экономическая психология,
Юридическая психология,
Авиационная и космическая психология
Психология спорта и т. д.
Большинство из них имеет сейчас самостоятельное научное представительство. Передавая этим, более конкретным научным отраслям частные вопросы, психология труда концентрирует в себе методологические и методические проблемы, относящиеся к трудовой деятельности. С этой точки зрения психология труда имеет статус более теоретической науки, чем вышеназванные, отличающиеся прикладным характером. Следует отметить, что этим понимание психологии труда в нашей стране отличается от представлений о роли психологии труда , например, в американской науке, где она однозначно характеризуется как сугубо прикладная отрасль знаний.