Развитие науки

___Главный специалист по философии науки в промышленности нашей уникальной компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов всех управлений: 
___Согласно И. Лакатосу, развитие науки представляет собой конкуренцию научно-исследовательских программ. Главное в научном исследовании – выдвижение исследовательской программы. Под научно-исследовательской программой понимается теория, способная защищать себя в ситуациях столкновения с противоречащими ей эмпирическими данными. В исследовательской программе И. Лакатос выделяет ее ядро, т.е. основные принципы или законы и “защитные пояса”, которыми ядро защищает себя в случае эмпирических затруднений. Приведем конкретный пример. Допустим, что, опираясь на законы Ньютона (в данном случае они образуют ядро исследовательской программы), мы рассчитали орбиты планет Солнечной системы и обнаружили» что это противоречит астрономическим наблюдениям. Отбросим ли мы законы Ньютона? Нет, мы выдвинем дополнительное предположение для того, чтобы объяснить обнаруженные расхождения. Как известно, именно это и произошло в реальной истории: в 1845 г. Леверье, занимаясь неправильностями в движении Урана, выдвигает гипотезу о существовании еще одной планеты Солнечной системы, которая и была открыта И. Галле в сентябре 1846 г. Гипотеза Леверье и выступает в данном случае как защитный пояс. Но допустим, что гипотеза не получила бы подтверждения и новую планету не удалось обнаружить. Отбросили бы мы в таком случае законы Ньютона? Нет, была бы построена какая-то новая гипотеза. Как долго это может продолжаться? Лакатос полагает, что теория никогда не фальсифицируется, а только замещается другой, лучшей теорией.
___И. Лакатос подчеркивает большую устойчивость исследовательской программы: “Ни логическое доказательство противоречивости, ни вердикт ученых об экспериментально обнаруженной аномалии не могут одним ударом уничтожить исследовательскую программу”. Главная ценность программы – ее способность пополнять знания, предсказывать новые факты. Противоречия же и трудности в объяснении каких-либо явлений не влияют существенно на отношение к ней ученых. Известно, что И. Ньютон не мог на основании механики объяснить стабильность Солнечной системы и утверждал, что Бог исправляет отклонения в движении планет, вызванные различного рода возмущениями. Несмотря на то, что такое объяснение вообще никого не удовлетворяло, кроме, может быть, самого Ньютона, который был, как известно, очень религиозным человеком (он считал, что его исследования в теологии не менее значимы, чем в математике и механике), небесная механика в целом успешно развивалась. Эту проблему удалось решить только в начале XIX в.
___Еще один классический пример. Ч. Дарвин не мог объяснить так называемого “кошмара Дженкинса”. Теория Ч. Дарвина базируется на трех факторах: изменчивости, наследственности и отборе. У любого организма имеется изменчивость, осуществляющаяся ненаправленным образом. В силу этого изменчивость только в небольшом количестве случаев может быть благоприятной для приспособления данного организма к окружающей среде. По Ч. Дарвину, особое значение для будущего имеют организмы, наследующие такого рода изменения, которые дают им большую возможность для приспособления к окружающей среде. Такие организмы лучше выживают и становятся основой для нового шага эволюции.
___А теперь представим себе, что белый человек попал на африканский континент. Признаки белого, в том числе и “белизна”, будут, по Ч. Дарвину, передаваться следующим образом. Если он женится на негритянке, то у детей половина крови будет “белой”. Поскольку на континенте белый один, то его дети будут вступать в брак с неграми. Но в таком случае доля “белизны” будет убывать и, в конце концов, исчезнет. Эволюционного значения она иметь не может. Такого рода соображения высказал Дженкинс. Он обратил внимание на то, что положи тельные качества, которые способствуют приспособлению организма к среде, встречаются крайне редко. И, следовательно, организм, который будет иметь эти качества, заведомо встретится с организмом, который этих качеств не будет иметь, и в последующих поколениях положительный признак рассеется. Следовательно, он не может иметь эволюционное значение.
___Ч. Дарвин не мог справиться с этой проблемой. Не случайно это рассуждение получило название “кошмара Дженкинса”. У дарвинской теории были еще и другие трудности. К учению Ч. Дарвина на разных этапах относились по-разному, но дарвинизм никогда не умирал, всегда у него были последователи. Современная теория эволюции базируется на идеях Ч. Дарвина, соединенных с концепцией наследственности Г. Менделя, которая и ликвидировала “кошмар Дженкинса”. В рамках концепции И. Лакатоса становится особенно очевидной важность теории и связанной с ней исследовательской программы для деятельности ученого. Вне ее ученый просто не в состоянии работать. Главным источником развития науки является не взаимодействие теории и эмпирических данных, а конкуренция исследовательских программ в деле лучшего описания и объяснения наблюдаемых явлений и, самое главное, предсказания новых фактов. Поэтому при изучении закономерностей в науке необходимо особое внимание уделять формированию, развитию и взаимодействию исследовательских программ. И. Лакатос показывает, что достаточно богатую научную программу всегда можно защитить от любого ее видимого несоответствия с эмпирическими данными.
___Исследовательская программа может быть либо прогрессирующей, либо регрессирующей. Она прогрессирует, если ее теоретический рост предвосхищает рост эмпирический, т.е. она с успехом предсказывает новые факты. Она регрессирует, если новые факты появляются неожиданно, а программа только дает им запоздалые объяснения. В этом случае теоретический рост отстает от эмпирического роста. Если одна исследовательская программа прогрессивно объясняет больше, чем другая, с ней конкурирующая, то первая вытесняет вторую.
___С точки зрения И. Лакатоса можно придерживаться регрессирующей программы до тех пор, пока ее не обгонит конкурирующая программа и даже после этого. Всегда существует надежда на временность неудач. Однако представители регрессирующих программ неминуемо будут сталкиваться со всевозрастающими социально-психологическими и экономическими проблемами. Конечно, никто не запрещает ученому разрабатывать ту программу, которая ему нравится. Однако общество не будет оказывать ему поддержки. Редакторы научных журналов, как считает И. Лакатос, станут отказываться публиковать статьи ученых, которые будут содержать либо переформулировки их позиций, отражающих регрессирующую программу, либо изложение контрпримеров, ставящих под сомнение прогрессирующую программу. Организации, субсидирующие науку, будут отказывать им в финансировании. В развитии научного знания можно выделить периоды эволюционного развития и революционного. Под эволюцией науки понимают постепенное развитие процесса познания. Под научной революцией – глубокое качественное изменение в развитии познания.
___ 
_________________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Повышение квалификации специалистов, Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *