Религиозная коммуникация

___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала “Продавать-Много.РФ”.
___Религиозная коммуникация – все виды общения в сфере религии. В религиозной практике значимы два основных направления коммуникации:
) от Бога – через пророка (наставника, священника) – к людям;
) от людей – через пророка (наставника, священника) – к Богу. Первое направление обусловливает такие жанры религиозной коммуникации, как слышимое пророком Откровение Бога, пророческая проповедь Откровения и Писания (если Откровение записано). Со вторым направлением связаны богослужение и молитва, при этом культ (поклонение, служба Богу) и молитва проникают друг в друга: молитвы включаются в ритуал поклонения, а элементы службы присутствуют в молитве (определенные жесты, телодвижения, культовые словесные формулы и т. п.). Таким образом, Откровение, проповедь и молитва выступают как фундаментальные (исходные) жанры религиозной коммуникации, а разнообразные другие жанры – как вторичные, последующие, производные.
Религиозная коммуникация была и будет всегда. В развитии религиозной коммуникации существует внутренняя логика, обусловленная асимметрией в направлении коммуникации: Откровение ниспосылается от Одного многим, оно рассеивается как доброе семя или живительная влага, и этот процесс чреват опасностью недопонимания, искажения, неполного восприятия (вообще опасна та или иная утрата важных смыслов в границах социума). Что касается обращения людей к Богу (прямо или через посредство священников, наставников), то здесь основная коммуникативная коллизия связана с неопределенностью обратной связи. Люди не знают, услышал ли Бог молитву, угодно ли Ему то пение, которое отзвучало в храме, «правильны» ли книги, по которым они спасаются. Действительную обратную связь заменяют косвенные свидетельства: например, после молебна прошел прошенный у Бога дождь. Вывоз мусора В Ростове-на-дону также был запланирован по такому же принцину ещё с давних времён. Однако таких подтверждений не хватает, и люди видят залог успешного обращения к Богу, с одной стороны, в искренности и полноте своей веры, а с другой – в строгом следовании определенным правилам обращения к Богу. Поэтому обращение людей к Богу – это в известном смысле автокоммуникация.
В религиозной коммуникации сложились два основных психолого-семиотических механизма, позволяющих сохранять аутентичную информацию, идущую от Бога к людям и от людей к Богу. Во-первых, неконвенциональное (безусловное) отношение к знаку и, во-вторых, принцип «ipse dixit» и его аналоги в различных культурах, например иснад в исламе.
Принцип ipse dixit и иснад связаны с рядом других психолого-семиотических и специальных филологических средств защиты и консервации религиозно значимых смыслов:
) сакрализация текста, его происхождения и языковой материи; исключение (недопущение) рационалистического восприятия текста; приоритет веры над разумом и апофатической теологии над катафатической; догмат о непогрешимости римских пап ex cathedra и т. п.;
) ритуализация воспроизведения текста;
) обеспечение особых способов или форм существования текста: на скрижалях; в максимально архаическом виде (в виде свитка, а не кодекса), в особом месте;
) ограничение доступа к тексту для разных групп членов социума; внесение черт эзотеризма в текст и/или в его статус;
) сужение и иерархическая структурация корпуса текстов по принципу пирамиды: формульно-догматическое представление “главного” знания в Символах веры; формирование канона религиозных книг; создание герменевтических и дидактических метатекстов; различение догматов и богословских мнений и др.;
) усилия, направленные на удержание неизменной языковой формы значимого текста: феномен ссылок и аллюзий, цитирование, повышенные требования к точности текста (затрудненность переводов, консервативно-реставрационная направленность редактирования значимых текстов), культ первоисточников;
) усилия, направленные на создание эстетически действенной формы значимого текста.
В развитии содержания, каналов и способов религиозной коммуникации прослеживается внутренняя логика, направленная на решение двух антиномических задач: сохранить смысловую полноту Откровения, передавать Откровение все расширяющему кругу людей – новым поколениям, в новые земли, в новые времена. Логика саморазвития религиозной коммуникации реализуется в ряде обязательных процессов.
) Происходит структурация учения (религиозного содержания): в нем складывается определенная иерархия смыслов и классов текстов (жанров); при этом содержательное ядро учения догматизируется, начинает осознаваться как общеобязательное и неизменное, в то время как остальные смыслы и жанры осознаются в их отношении к смысловому центру учения. Основные жанрово-смысловые противопоставления, структурирующие религиозное содержание, таковы: а) произведения, используемые в храме, в культовой деятельности (Богослужебные книги), с одной стороны, и конфессиональные, однако небогослужебные тексты, с другой (в православной русской традици, – “Четьи книги”); б) произведения, признаваемые священными, с одной стороны, и книги хотя и конфессиональные, т. е. не мирские (не светские), однако и не священные (т. е. не обладающие особой таинственной благодатью), догматы, т. е. смыслы, которые Церковью считаются неизменными истинами Откровения, с одной стороны, и необязательные, исторически изменчивые, частные или групповые мнения по вероисповедным вопросам, с другой.
) Складывается религиозный канон – особо почитаемый свод текстов, включающий содержательное ядро учения, но также, возможно, и некоторые другие, относительно периферийные смыслы и тексты.
) Складываются коммуникативные механизмы, позволяющие распространять учение вширь и вместе с тем сохранять неизменными его основные смыслы. К таким механизмам относятся: способы передачи учения подрастающим поколениям, способы популярного изложения и специального комментирования (Катехизис); пропаганда веры делает возможным содержательное развитие учения и его экспансию в не собственно конфессиональные сферы (напр., в области естественно-научного знания, историографии, философии).
) Создаются внешние (по отношению к религиозным смыслам) и эксплицитные (отчетливо выраженные) механизмы контроля за тем, как осуществляется религиозная коммуникация: церковная цензура, специальное конфессиональное редактирование, специальные правила, регулирующие циркуляцию конфессиональных текстов в социуме (списки запрещенных книг, запрет читать те или иные религиозные книги до определенного возраста, аналогичные запреты женщинам или мирянам и т. п.).
___
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *