«религиозный стиль» и «богослужебный стиль»

___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала “Продавать-Много.РФ”.
___Термин «религиозный стиль» носит универсальный характер и указывает на исследование стиля применительно к христианскому вероисповеданию. Причем некоторые исследователи ограничивают сферу использования церковно-религиозного стиля только богослужебной и проповеднической деятельностью, что сужает область применения и распространения религиозной речи. Существующая терминологическая синонимия (религиозно-проповеднический, церковно-религиозный, церковно-проповеднический, церковно-библейский, богослужебный, литургический и др.) свидетельствует о том, что термин не является установившимся и общепризнанным.
___В лингвистической литературе последних лет встречается термин «богослужебный стиль». Он вызывает возражение, так как богослужение в Русской Православной Церкви Московского Патриархата ведется на церковнославянском языке, а не на современном русском. О. Прохватилова отмечает, что при попытках описания религиозного стиля возникают трудности, так как «уникальность этого явления не позволяет подходить к нему с привычными мерками». В рамках изучения религиозного стиля описаны композиционные и лексические особенности в основном трех жанров: проповеди, молитвы и церковного послания. Но жанровая система, отражающая речь верующих, значительно богаче и разнообразнее. Описывать речь верующих с позиции функциональной стилистики недостаточно, необходимо найти другие подходы и принципы, так как особенности такой речи проявляются в разных жанрах. Можно привести примеры текстов научного, газетно-публицистического, разговорного стиля и языка художественной литературы, в которых присутствуют не только терминологическая богословская лексика и церковнославянизмы, но самое главное, речь построена так, что говорящий волей-неволей свидетельствует о своей вере в Бога. Ни одна другая сфера человеческой деятельности (военная, компьютерная, дипломатическая, рекламная и т. д.) не реализуется в жанрах всех функциональных стилей, как это наблюдается в религиозной среде. Все это свидетельствует о том, что рамки теории функциональных стилей недостаточны для описания религиозной коммуникации. Сфера религии находится над функциональными стилями.
___Еще одно направление связано с описанием религиозного дискурса. У термина «дискурс» нет четкого и однозначного определения. Дискурс, по выражению Н. Арутюновой – «это речь, погруженная в жизнь». Поэтому дискурс предполагает анализ его парадигмы, квалификацию высказывающихся и высказываний, жанров и типов речи, описание означающего и означаемого, исследование целей и желаний. Религиозный дискурс представляет собой тип институционального дискурса, т. е. специализированную клишированную разновидность общения, обусловленного социальными функциями партнеров и регламентированного как по содержанию, так и по форме. Цель религиозного дискурса – духовное общение, базирующееся на конкретных ценностях и нормах поведения. Это, на наш взгляд, перспективное направление исследований религиозной коммуникации (литургический дискурс, исповедальный дискурс и т. д.), но и оно несколько узко, так как исключает исследование речи верующих вне темы религии.
___В последнее время появилось еще одно направление, получившее название «теолингвистика». Теолингвистика (от греч. theos – Бог и лат. lingua язык) – это дисциплина, возникшая на стыке языка и религии и исследующая проявления религии, которые закрепились и отразились в языке. Украинский лингвист А. Гадомский описал историю становления теолингвистики на Западе. Кратко ее можно представить следующим образом. Отцом теолингвистики называют Й.-П. ван Ноппена, который пишет, что «теолингвистика пытается описать, как человеческое слово может быть употреблено по отношению к Богу, а также то, каким образом язык функционирует в религиозных ситуациях, в ситуациях, не соответствующих жестким стандартам непосредственной односторонней коммуникации, и которые, несмотря на это, с другой стороны, совпадают с логикой его описания в известных формах, таких как метафора или речевой акт. «Распространение термина теолингвистика, – по мнению Гадомского, – является заслугой Д. Кристалла, который включил его в 1987 г. в «The Cambridge Encyklopedia of Language». Одновременно с появлением названной энциклопедии на книжном рынке в Германии (1995) теолингвистика, определяемая как дисциплина, исследующая язык библеистов, теологов и проч. лиц, занимающихся теорией религии и практикующих верующих, постепенно начинает занимать место в немецком языкознании». И «религиозный стиль» и «богослужебный стиль» говорят нам о том, что сегодня формирование языковых навыков для общения с богом – осуществляется очень стремительно.
___Важно отметить, что проблемы, стоящие в центре внимания этой дисциплины на Западе, соответствуют на русской почве проблеме богослужебного языка. А, как известно, языком богослужения в Русской Православной Церкви является церковнославянский. В большинстве европейских стран языком богослужения является национальный язык. Следовательно, у нас разные проблемы и объекты исследования.
___Следующее направление связано с теорией речевых жанров. В рамках его изучаются проповедь, молитва, различные этикетные жанры (приветствие, прощание, утешение, поздравление, благодарность, извинение и т. д.). Еще одно направление исследует речь верующих в разных ситуациях, поэтому опирается на методы и терминологию социолингвистики, выстраивая триаду диалект-социолект-социальный вариант.
___
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *