Рыночная экономика невозможна без индивидуализма

___Генеральный директор нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Рыночная экономика невозможна без индивидуализма, который встроен в основание этой экономики как системы материальных человеческих отношений. «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, – писал Адам Смит, – а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к гуманности, а к их эгоизму и никогда не говорим им о наших нуждах, а лишь об их выгодах». Идея «невидимой руки рынка», автором которой считается Смит, означает, что наши материальные потребности в условиях рынка может удовлетворить только эгоист, преследующий личную выгоду.
___Уже шла речь о том, как выглядит общество, в котором все выставлено «на продажу». И достоинство Смита, как и Руссо, состоит в том, что они не пытаются все стороны нашей жизни усовершенствовать за счет рынка, а значит основать на эгоизме общественную мораль. Идея естественной человеческой симпатии, заимствованная Смитом у представителей шотландской школы и разработанная им в «Теории нравственных чувств», была призвана уравновесить индивидуализм экономических субъектов. Но таким образом Смит вступает на путь того дуализма, который оказался неустранимым во всей буржуазной философии.
___Тот же дуализм общественной жизни в ясной и недвусмысленной форме представлен у Гегеля в его трактовке «гражданского общества», которое он называл «внешним государством». У Гегеля нет ни малейшего сомнения относительно прогрессивного характера «гражданского», т.е. буржуазного, общества. И он во всех случаях отдает ему предпочтение, по сравнению с феодальным обществом. Но и само «гражданское общество» для него не идеал именно в силу своей раздвоенности, своего дуализма, и с этой стороны Гегель до сих пор плохо понят. «Индивиды в качестве граждан этого государства, – писал он в «Философии права», – частные лица, целью которых является их собственный интерес. Поскольку же эта цель опосредована всеобщим, которое тем самым представляется им средством, то она может быть ими достигнута только постольку, поскольку они сами определяют свои желания, воление и действование всеобщим образом и делают себя звеном этой связующей цепи».
___Речь здесь идет о диалектике индивидуального и общественного в поведении человека, которая в условиях рынка предстает как оппозиция частного эгоистического и общего интереса. Индивидуальное и индивидуалистическое в данном случае не совпадают. Индивидуалист – тот, кто руководствуется лишь эгоистическим интересом. И тогда общий интерес оказывается для него чем-то внешним, чему он должен подчиняться не по желанию, а по необходимости. Но чему подчиняться и как?
___В «Философии права» Гегеля индивидуалистической стихии рынка противостоят, прежде всего, государство и религия как воплощения общественного интереса. Индивидам гражданского общества, этого «государства нужды и рассудка» Гегель противопоставляет «политическое государство», которое должно сделать из граждан людей. Но в государстве, как потом скажет Маркс, люди ведут «иллюзорную коллективную жизнь». Это принудительное единение и только внешнее единство, если для этого нет реального основания в виде общего дела.
___ 
___________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *