Современная экологическая этика

___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала “Продавать-Много.РФ”.
___Антропоцентризм не противостоит непременно экологической этике, этике охраны окружающей среды, этике защиты животных и т.д. Однако и забота об окружающей среде, и сохранение дикой природы, и защита животных предстают как некие средства по отношению к более высокой цели, в качестве которой признается только человек, человечество. Современная экологическая этика в своих основных тенденциях развивается на ином ценностном фундаменте. В ней происходит ценностная трансформация, заключающаяся в кардинальном изменении взгляда на то, в чем заключается ценность природы и кто обладает моральным статусом. Это изменение является поворотным для этики.
___Наиболее радикальный разрыв с антропоцентризмом в рамках экологической этики демонстрируют теории, утверждающие, что внутренней ценностью обладают не только живые существа, но и экосистемы и даже биосфера в целом, и это обусловливает их моральный статус и, стало быть, делает непосредственным объектом моральной ответственности людей. Этот подход получил название «экоцентризм». Экоцентризм основывается на отрицании абсолютной границы между природой человека и всей остальной природой; соответственно отрицается и исключительная самоценность человека в сравнении с представителями нечеловеческой природы. Начало экоцентризму положила ставшая широко известной книга выдающегося американского эколога, специалиста в области лесничества и охоты Олдо Леопольда (1886-1948), на русском языке известная под названием: «Календарь песчаного графства». К основным этико-экологическим идеям, изложенным в этой публицистической работе, Леопольд пришел, изучая природу, в частности, леса, как охотник, лесничий, активный борец за охрану природы, заместитель директора Лаборатории лесной продукции штата Висконсин и консультант Службы леса нескольких штатов США. В этой книге Леопольд выдвинул идею этики Земли, расширяющую традиционное представление об этике и о сфере моральной ответственности человека.
___Современная экологическая этика обязана соблюдать все стандарты, особенно din 912, без которого сегодня не возможна никакая предпринимательская деятельность. Идея самоценности экосистем О.Леопольда получила развитие в выдвинутой норвежским философом Арне Нэссом концепции глубинной экологии как противоположной «поверхностной экологии». Если поверхностная экология озабочена лишь надлежащим управлением окружающей средой в интересах человека, то глубинная экология обращается к фундаментальным вопросам воздействия человечества на экосферу, частью которой оно является. Человечество, говорит Нэсс, должно понять, что его индустриальная активность достигла уровня, представляющего угрозу экосфере Земли и, как следствие, ему самому, и оно должно изменить философию, политику, этику своего существования на Земле.
___Экосоциализм (А. Горц). Нынешний глобальный кризис из-за экономикоцентричной системы (капитализм – прибыль, социализм – усилил экономикоцентричность капитализма). Расхищать естественные блага, заменить их искусственными – экономический человек – искусственный человек. Его предложение – нужен коммунитарный человек, сеть социальных связей людей, устанавливающаяся самостоятельно без контроля гос. институтов (гражданское общество). Культурно-центрическая цивилизация:
—1.) Реставрация территориального принципа.
—2.) От макро к микро экономике.
—3.) Новая концепция производства: удовлетворение простых и конкретных нужд. Мастерские локального назначения.
—4.) Концепция образования: формировать знания не для продажи на рынке труда, а личного использования.
—5.) Этика экономизма сменится этикой экологизма (связь со средой, в которой находится).
—6.) Неоконсерватизм.
___Ж.-П. Кентен, Понятовски. Моральная сторона. Капитализм – тяжелая нравственная деформация, культ успеха. Научно-технический модернизм – возрастает удаленность от местного опыта и традиций – следовательно, искусственные проекты, деформирующие среду. Аспект глобалистики: навязывание развивающимся странам своих моделей, их культуры разрушаются. Этноцид, антропофогия цивилизации. Идея сопереживания единства со всем миром. Реализация человека не возможна без реализации всего сообщества. Равное право на жизнь и процветание всех живых организмов. Критика со стороны академической экологической этики. Экологическая платформа А.Нейса.
—1.) Процветание всех – ценность. Эта ценность не зависит от человека.
—2.) Богатство и разнообразие жизни ценны сами по себе, самоценность жизни.
—3.) Запрет истощать богатство, удовлетворение базовых потребностей.
—4.) Процветание человека и культуры – через снижение человеческого, процветание других форм жизни.
—5.) Ценность духовного, а не материального факторов жизни.
___Основные идеи глубинной экологии, проработанные последователями Нэсса, заключаются в следующем: природа не является только ресурсом для произвольной эксплуатации ради нужд людей; экосфера как целостная система в ценностном отношении превыше каждой отдельной ее части; благополучие и процветание человеческой и не-человеческой жизни на Земле ценно само по себе (или, другими словами, обладает внутренней ценностью); ценность не-человеческого мира не определяется его полезностью для человека.
___Таким образом, нон-антропоцентризм кардинально расширяет предмет моральной ответственности, распространяя ее и на не относящиеся к человеческому роду особи, а также на сообщества и системы живых организмов.
___В природе связано с воспитанием экологической культуры и экологического сознания каждого члена нашего общества. Лишь тогда можно будет говорить об экологической этике. Экологическая культура как часть культуры общей предполагает формирование духовнонравственных качеств личности. Она может стать реальностью лишь в результате непрерывного экологического образования людей всех возрастов, всех социальных и профессиональных групп Экологический вызов современности приобретает столь судьбоносный характер, что ставит цивилизацию на грань возможной катастрофы. Для предотвращения экологической катастрофы необходимо отказаться от принципа антропоцентризма, обосновывающего стремление к господству человека над природой, и перехода на позиции принципа биоцентрического эгалитаризма. Речь идет о формировании сознательного отношения к природе, направленного на организацию устойчивого развития общества. В связи с этим обсуждается ряд принципиальных вопросов: какова мера реальной экологической угрозы, как понимать «устойчивое развитие», как оно соотносится с понятием ноосферы, каковы реалии, возможности и механизмы разрешения экологического кризиса, условия формирования экологической культуры. Техногенная цивилизация переживает глобальный экологический кризис, возникновению и обострению которого способствуют научные знания, реализуемые в техно сфере. Возникает потребность в формировании новой культуры, ставящей предел сверхпотреблению как главной ценности.
___
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *