Союз немецких инженеров

___Главный специалист по философии науки в промышленности нашей уникальной компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов сектора познания и разработки новых видов продукции: 
___Союз немецких инженеров преуспел в привлечении почти всех ведущих авторов, которые писали по проблемам техники, к сотрудничеству с группой «Человек и техника». Только Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс и Франкфуртская школа Макса Хоркхаймера и Юргена Хабермаса оставались не включенными в СНИ; до 1970 г. вклад этих мыслителей редко обсуждался СНИ. Язык Хайдеггера делал его работы почти недоступными инженерам. Труды же Ясперса создавали впечатление недостаточного знания техники, так как он без всякого личного контакта с предметом критиковал лишь антропологические последствия техники для индивида и общества. Критика технического и инструментального разума неомарксистами, вдохновленная Франкфуртской школой, была также непонятна инженерам, и в результате они остались безучастными к предложениям, которые делались Хоркхаймером и Хабермасом с целью обуздания техники.
___В первоначальный план исследований группы «Человек и техника» входила глубокая и критическая оценка различных интерпретаций техники, результатом которой был целый ряд статей, опубликованных в еженедельной газете Союза немецких инженеров VDI-Nachrichten. До 1963 г. наиболее важные из этих статей перепечатывались в ежегодниках, получивших широкое распространение. Первый из них «Человек и техника. Публикации» („Mensch und Technik. Veroffentlichungen”), охватывающий 1961 — 1962 годы, содержит работы Пауля Кёсслера, председателя этой исследовательской группы, и Клауса Тухеля, ее секретаря, вместе с коротким введением Теодора Хэйса, президента ФРГ. Впоследствии этот сборник цитировался чаще, чем какие-либо другие издания, поскольку в основном в нем предпринимались попытки определить технику. Вальтер Хельберг, Арнольд Гелен, Ойген Финк и Пауль Вильнерт в своих работах избегали платоновского идеализма Дессауэра и вместо этого акцент делали на конструктивной инженерой работе, которая ориентируется на потребности и ценности.
___Второй сборник «Человек и техника. Публикации» (охватывающий 1963—1964 годы и опубликованный в 1965 г.) содержит работы Германа Шмидта, хорошо известного специалиста по кибернетике; Симона Мо-зера, философа из Карлсруэ, и выдающихся инженеров Гетца Куарга и Рудольфа Планка.
___Вплоть до 1967 г. сборники группы «Человек и техника» в основном состояли из материалов сессий, лекций и небольших публикаций. С открытием нового здания Союза немецких инженеров в Дюссельдорфе в 1967 г. была учреждена конференция «День инженера», проводившаяся один раз в два года, на которой вместо более узкого специального технического предмета обсуждалась общая тема «Техника и общество: взаимодействия, влияния, тенденции». Материалы первых двух конференций были опубликованы в 1968 г. при участии Фридриха Хеера, Пауля Кёсслера, Ойгена Финка, Рене Кёнига, Зигфрида Балке (федерального министра экономики, весьма уважаемого инженерами) и других. В том же году вышла в свет важная работа Тухеля «Вызов техники», которая содержала объемистый очерк «Техническое развитие и социальные изменения», следовавший за интерпретативной антологией «Документы по классификации и интерпретации техники» с приложением словаря ключевых терминов и хронологии современного технического развития.
___В 1970 г. была организована в Людвигхафене трехдневная конференция «Экономические и социальные последствия технического прогресса», касавшаяся более широкого круга вопросов, чем предыдущая встреча в рамках СПИ. Доклады (Осина К. Флехтхайма, Ханса Альберта, Карла Штайнбуха, Герта фон Кортцфлайша и других) были опубликованы издательством СПИ в 1971 г. Это послужило основой для серии публикаций, которые благодаря покровительству СНИ вызвали к жизни новое отношение к философским и политическим вопросам в самой крупной европейской ассоциации инженеров. Это влияние было столь значительным, что впервые издательством СНИ была выпущена книга по философии техники — Алоиз Хунинг, «Творчество инженеров», 1974 г.
___Последующие выпуски этой серии вместе с книгами по профессиональной этике и вопросам обучения инженеров включили в себя два тома, изданные Симоном Мозером и Алоизом Хунингом, по этическим проблемам техники, — «Ценности и иерархии ценностей в технике и обществе», 1975 г., и «Ценностные предпочтения в технике и обществе», 1976 г. В ознаменование 75-летия со дня рождения философа техники Симона Мозера Ханс Ленк и Гюнтер Рополь издали книгу «Техническая интеллигенция в системотехническии век» также в этой серии.
___Философская работа группы «Человек и техника» была признана не только внутри Союза немецких инженеров. Поскольку к дискуссиям этого цикла были привлечены ведущие мыслители Западной Германии, статьи, вдохновленные их участием, начали появляться в книгах и периодических изданиях, не связанных со СНИ, работы группы «Человек и техника» стали известны значительно более широким кругам общественности. Авторами публикаций, привлекших внимание, были Ханс Апель, Курт Хюбнер и Хайнрих Бек, а также такие фигуры, как Ханс Блюменберг, Хельмут Клагес, Херберт Штаховиак, Хер-ман Люббе и другие, выступавшие на различных сессиях СНИ.
___Фактически дискуссия о философии техники в Западной Германии (за исключением Франкфуртской школы) всецело определяется кругом людей, входящих в философский комитет Союза немецких инженеров,— к ним, в частности, относятся Симон Мозер, Ханс Закссе, Ханс Ленк, Фридрих Рапп, Эрнст Олдермайер, Ханс Хайнц Хола, Гюнтер Рополь и Алоиз Хунинг. Именно они организовали следующую, состоявшуюся в ноябре 1977 г. в Дюссельдорфе, конференцию СПИ по вопросу. «Критерии оценки техники». Здесь в центре внимания оказались материальные условия для измерения ценностей, которые могут и должны определять развитие техники, а следовательно, и работу инженера.
___На Всемирном философском конгрессе, состоявшемся в Дюссельдорфе в 1978 г., два члена этой группы Союза немецких инженеров (Рапп и Хунинг) также выступили на секции с докладами по теме «Овладение научным и техническим прогрессом».
___Публикации СНИ по философским вопросам техники привлекают все большее внимание в объемистых обзорах и вторичных публикациях. Отметим, например, хотя и представляющую весьма критическую точку зрения, диссертацию 1966 г. Инги Ульрих из Карл-Маркс-Штадтского университета в ГДР: «Политико-идеологические функции распространяемых Союзом немецких инженеров концепций развития техники и ее роли как фактора общественной жизни; критика исторического, философского и экономического вклада в технику VDI-Nachrichten и VDI-Zeit-schrift в период с 1947 по 1966 г.».
___Наконец, необходимо отметить, что фонд VW гарантировал значительную финансовую помощь программе СНИ по анализу технических норм и директив с учетом того, как рассматриваются нетехнические цели и ценности (программой руководили Рополь и Хунинг).
___Как легко можно было видеть, покровительством СНИ пользуется целый спектр философских подходов к технике. Этот спектр ныне простирается от проблем философии науки и научной методологии до антропологических и этических вопросов, с которых начиналась работа и значение которых остается для инженеров огромным в их практической работе. Тот факт, что такие исследования предпринимались внутри инженерной организации, показывает, что инженеры сегодня — не изолированная специализированная группа ученых и работников, а скорее сообщество людей, открытых и готовых взять на себя социальную, политическую и культурную ответственность.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *