Становление и развитие менеджмента

___Директор по технологии и качеству нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов ОТК: 
___Большой вклад в становление и развитие менеджмента внес немецкий ученый-экономист и социолог Макс Вебер (1864-1920), занимавшийся также историей, философией, религией, организацией банков и биржи, а также промышленного труда. Он разработал модель бюрократического построения организации. Бюрократия – слово французского происхождения, означает господство канцелярии, бюро, которое устанавливает стандартизованные правила работы, изложенные в письменных документах, в связи с чем бюро становится центральным звеном в управлении предприятием. Бюрократия представляет собой рациональное административное устройство, четкое специализированное разделение труда, иерархию уровней управления, обезличенность должностных обязанностей (одинаковые обязанности для любых работников, занимающих определенную должность). Такая рациональная бюрократия организуется на основе законной власти, имеющей бюрократический административный аппарат, и до сих пор с успехом применяется там, где в стабильных или мало меняющихся внешних условиях осуществляется простая и однообразная работа, которая может быть стандартизована.
___В отличие от Тейлора, Вебер как и другие представители классической школы изложил общие принципы управления всем предприятием. С известным допущением можно сказать, что если Тэйлор создавал систему научного управления, в которой рабочий работал бы как машина, то Вебер создавал систему, в которой вся организация работала бы как машина. Однако как уже было сказано ранее, бюрократическая организация чревата серьезными недостатками из-за устаревания установленных правил выполнения работ, а также из-за вырождения бюрократии.
___Особое место среди основоположников менеджмента занимает знаменитый Генри Форд (1863-1947), основатель известной автомобильной компании. Начав после школы работать подмастерьем в механических мастерских, он затем работал на фирме Вестингауз, выпускающей паровые двигатели. Здесь он задумал создать автомобиль с паровым двигателем, но скоро понял, что тяжелый и громоздкий паровой двигатель не подходит для автомобиля и обратил внимание на бензиновый двигатель.
___Многие убеждали его в невозможности создания автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, так как он якобы не сможет конкурировать с паровой машиной. Форд же, как талантливый инженер, был уверен в правильности своего выбора. При этом он язвительно замечал: «Таковы все умные люди — они так умны и сведущи, что в точности знают, почему нельзя сделать то-то и то-то».
___В результате нескольких лет работы он к 1895 с собрал своя первый автомобиль, решив технические проблемы с созданием машины принципиально нового качества. После этого Форд занялся технологическими проблемами с целью перехода к массовому производству и снижению цены автомобиля, чтобы выпускать недорогие автомобили, которые были бы надежными в условиях плохих дорог, простыми в управлении и не требовали больших затрат в эксплуатации и обслуживании.
___Как уже отмечалось, к этому времени на предприятиях США был накоплен солидный опыт в организации производства: использовались энергетические и технологические машины, внедрялось разделение труда, стандартизация и взаимозаменяемость деталей, тейлоровская система рационализации ручного труда. Используя этот опыт, Форд в 1903 году создал свою фирму и с 1909 года начал внедрять конвейерное производство. К 1913 году он уже полностью перешел к массовому конвейерному изготовлению знаменитой модели Т на своем заводе, что дало возможность резко повысить производительность труда и в несколько раз снизить цену выпускаемых автомобилей. Несмотря на то, что к этому времени автомобили в США выпускались уже более, чем на 100 предприятиях, модель Т господствовала на рынке без малого 10 лет.
___Получая большую прибыль от реализации своей машины, Форд, как в свое время и Оуэн, смог уделить больше внимания мотивации работы персонала: он улучшил условия работы, установил s-часовой рабочий день, организовал социологическую службу и вдвое увеличил зарплату рабочим.
___Он больше тяготел к практике и не разделял некоторые взгляды Тейлора, Эмерсона и Файоля. Он был против чрезмерного увлечения организационными схемами и структурами, требовал строгого соблюдения дисциплины без личного общения работников на предприятии, внедрял абсолютное разделение труда на конвейере. Свою систему управления он так и назвал: «Террор машины». Широкую известность получила его книга «Моя жизнь и мои достижения». Главными врагами производства Форд считал расточительность и алчность. Под расточительностью он прежде всего понимал НЕБРЕЖНУЮ РАБОТУ, а под алчностью — стремление к получению сиюминутной выгоды без учета перспектив, которые, применительно к нашему предмету должны быть отражены в стратегии предприятия и ПОЛИТИКЕ КАЧЕСТВА.
___Но Форд не учел изменения запросов потребителей и то, что его разросшаяся компания требовала децентрализации управления, а не единоличного жесткого руководства с его стороны. Характерным для него было следующее высказывание: «Если бы я хотел убить конкурентов нечестными средствами, я предоставил бы им полчища специалистов. Получив массу советов, мои конкуренты не смогли бы приступить к работе».
___С неодобрением он наблюдал за работой своего конкурента—Альфреда Слоуна, который спасал от банкротства компанию Дженерал Моторс, состоявшую в то время из нескольких самостоятельных производств без должной координации их работы. В отличие от Форда Слоун был сторонником децентрализации, и эту свою концепцию он изложил в своем «Организационном исследовании». Но совершенствуя организацию работы компании НА ПРИНЦИПАХ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ, он в то же время для решения общих задач создал ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРГАН, который осуществлял необходимую кооперацию и координацию работ всех производств, ввел единую методику бухгалтерской работы и единую маркетинговую службу. Тем самым он сохранил преимущества гибкой децентрализованной организационной структуры, обеспечив ее четкую работу за счет необходимой координации и концентрации усилий всех производств. При этом Слоун с учетом запросов потребителей определил и установил для завода АССОРТИМЕНТ выпускаемых машин от самого дорогого (кадиллака) до самого дешевого массового шевроле, который по качеству был лучше фордовской модели Т, но был сопоставим с ней по стоимости. Кроме того, он заботился о предоставлении сервисных услуг своим покупателям, внедрил быстрое обслуживание и ремонт своих автомобилей. Все это давало существенные конкурентные преимущества на автомобильном рынке, благодаря чему компания Дженерал Моторс стала ведущей мировой автомобильной компанией.
___Упрямство Г. Форда в отстаивании своих принципов организации производства, основанных на единоличном жестком руководстве, которое уже не соответствовало величине компании и не обеспечивало оперативного реагирования на изменение запросов покупателей, привело к тому, что он потерпел жестокое поражение от А. Слоуна. Тем не менее, заслуги Г. Форда в организации и управлении массовым производством.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Управление качеством продукции с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *