Стратегическая переоценка нашей методологии

___Главный специалист по философии науки в промышленности нашей уникальной компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет: 
___У каждого философа можно спросить: 
___Как мы должны отнестись к возможным противоречиям, возникающим в рамках рациональной критики, между наиболее тщательно разработанными научными идеями и критериями, отражающими высший уровень научных оценок на нынешней стадии в науке, и ретроспективно рассмотренными идеями ученых прошедших веков, чьи суждения сопоставляются с практическим опытом и новыми теоретическими взглядами последующих лет? 
___В частности: если мы встречаемся с необходимостью стратегической переоценки нашей методологии, то как мы можем рационально оправдать те ставки, которые мы делали ранее , или предвидеть оценочные суждения будущих ученых о сравнительной плодотворности стратегических альтернатив (то есть альтернативных научно-исследовательских программ), с которыми мы сталкиваемся сегодня? Имре мог бы ответить, что этот вопрос неверно поставлен; однако он возникает для “Лакатоса3” точно так же, как он возникает в моем “Человеческом понимании”. 
___Еще один последний вопрос: как мог Имре Лакатос не заметить это следствие его поздних идей о научной методологии? Здесь, я полагаю, мы должны вернуться к моей первоначальной гипотезе: иначе говоря, к тому, что Лакатос, подобно Карлу Попперу, допускал только ограниченную популяцию в свой “третий мир”. Всякий, кто рассматривает этот “третий мир” как то, в чем присутствуют высказывания и их формальные взаимосвязи и только, может думать о нем как о чем-то вневременном, как о том, что не подвержено историческому изменению и эмпирическому движению. С этой вневременной точки зрения, философский критицизм и есть логический критицизм, имеющий дело с “доказуемостью, подтверждаемостью, вероятностью или фальсифицируемостью” высказываний и с “валидностью” выводов, связывающих их. Но если только процедуры и другие элементы практики помещаются в “третий мир”, его временной или исторический характер больше нельзя не замечать. Ибо проблема “в конечном счете” реально подстерегает тех, кто будет ограничивать сферу “проблем третьего мира” одними логическими или пропозициональными проблемами, равно как и тех, кто признает “рациональные процедуры” полноправными объектами научной оценки. Даже если мы рассмотрим только пропозициональное содержание нынешней науки вместе с ее внутренними критериями валидности, доказательства и релевантности, конечное описание может дать нам только некую репрезентацию “третьего мира”, рассмотренную сквозь призму сегодняшнего состояния. Вопреки формально-логическому или математическому характеру ее внутренних взаимосвязей, тотальность этого “мира” вполне очевидным образом будет неким историческим существованием на 1975 г. или на какой-либо иной исторический момент. Как бы много высказываний и выводов, включенных в него, не выглядели хорошо обоснованными и “имеющими твердую рациональную почву” сегодня, они будут весьма и весьма отличаться от тех, которые попадут в “третий мир”, который будущие ученые, скажем, в 2175 г. смогут определить. Итак, как только историческая релятивность и “case law ” входят в описание научной методологии, проблема описания для сравнительных исторических суждений рациональности становится неизбежной; и претензии на то, чтобы “третий мир” был миром одной лишь логичности, просто отодвигают момент, в котором мы сталкиваемся с реальным положением дел. 
___Надо ли говорить, какую горечь я пережил из-за того, что безвременный уход Имре лишил меня возможности обсудить все эти вопросы с ним лично, как это бывало не раз в прошлом? Мне, уважительному и доброжелательному его оппоненту, будет недоставать в почти равной мере серьезности его ума и удовольствия от его критики! И я надеюсь, что он не нашел бы представленную здесь “рациональную реконструкцию” истории его философии науки слишком грубой “карикатурой” на то, что он действительно делал или на то, как он рационально оправдывал сделанное.
___ 
_____________________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *