«Субъективная структура» техники

___Главный специалист по философии науки в промышленности нашей уникальной компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов сектора научного познания технологических процессов: 
___Судя по всему, техника предстает перед нами как нечто специфически человеческое. Ибо целенаправленно-планомерное преобразование и формирование чего-либо требуют функционирования человеческого сознания, которое свободно полагает свои цели, усматривая их в поддаваемости природы внешнему формированию. Однако в этом случае человек предстает перед нами как бы «онтологическим местом» техники: техника оказывается чем-то, происходящим «в» человеке, и ее можно определить как заложенную в человеке способность изменять природу согласно своим целям. Тем самым мы открываем новый аспект в сущности техники.
___«Субъективная структура» техники очень интересна. Эта человеческая способность в своей глубинной основе врожденна, имеет источник в природе сознания и является одной из его естественных потенций. В этом случае мы говорим о технике как об определенной «приобретенной» способности (точнее, сноровке), об определенном «habitus», например, когда мы говорим: «Этот человек владеет техникой игры на фортепьяно», или, что то же: «Он обрел эту технику».
___Такой, не наличествующий в природе, но приобретаемый только в процессе применения естественной способности и выработанный на этой основе «habitus» располагает с содержательной точки зрения целым рядом или структурой ясно осознаваемых (во всяком случае, на самой начальной стадии) правил и методов, с помощью которых природа, или предданное, может быть преобразована и поставлена на службу человеку согласно его целям. В противоположность искусству, в котором интуитивный и творческий процессы предъявляют требования к глубочайшим душевным потенциям и пользуются ими и потому в очень большой степени зависят от субъективных данных индивида, техника принципиально рационализируема, вполне может быть сообщена другим, и потому ее можно преподавать, ей можно научиться.
___Мы должны даже отметить, что эта передача техники через обучение и взаимозависимость обучающих и обучаемых, в которой можно видеть определенное общественное отношение, весьма существенна в создании техники. Это действительно уже в отношении первоначальной стадии схватывания, изучения и формулировки методов технического господства над природой, что не может быть реализовано одним лишь человеком, почему он и прибегает к инструкции или помощи других (а также через изучение соответствующей литературы), что сегодня в одинаковой степени верно как для техники в сфере органического и неорганического, так и для психической и социальной сфер. Однако в еще большей мере имеет значение социальный аспект, взаимозависимость многих людей при применении технических методов в производстве технических устройств. Производство технических устройств возможно только посредством максимальной четкости функционирования каждого отдельного движения в работе каждого методического звена, что делает необходимой специализацию и наличие специалистов, дифференциацию профессионального труда и переложение его на плечи множества специалистов, сотрудничество которых есть дело техники. Можно напомнить о многочисленных и существенно различных в исполняемых ими функциях инженерах, конструкторах, математиках, механиках и техниках, принимающих участие в производстве автомобилей, или о необходимости совместной работы многих и разных по профилю специалистов при создании и манипулировании психологически действенной эффективной рекламной техникой в педагогической, хозяйственной и политической сферах. Техника, следовательно, берет свое начало не в деятельности отдельных людей как таковых, а в совместном труде многих, то есть в дифференцированном по специализированным функциям «трудовом сотрудничестве», в котором отдельные сотрудничающие члены дополняют друг друга в создании устройств.
___Тем самым мы уже можем более точно определить сущность техники, исходя из ее «онтологического места», пребывающего в человеке. Человек «обладает» техникой, техника же по своей сущности есть нечто, чем располагает человек, нечто уже имеющееся у человека, его “habitus”. Это имеет троякий смысл. Техника — это возникающая из сущности человеческого духа и восходящая к нему (и постольку врожденная) способность господствовать над природой и пользоваться ею. В этом смысле человек обладает техникой уже «от природы». Техника есть приобретенные через применение этой заданной способности сноровка и умение (добродетель в первоначальном смысле этого слова) господствовать над природой. В этом смысле человек обладает техникой только через свободные усилия, направленные на учение и практические действия. Техника, таким образом, проявляется как активная способность и сила, свойственная не столько отдельно взятому человеку, но ему как общественному, социальному существу, а в конечном счете, собственно, человечеству в целом. При этом едва ли приходится спорить о том, что человечество в своей истории приобретало все больше техники и все больше способностей к господству над миром.
___Техника как «потенцирование субъекта» на трех исторических фазах доматематизированной эмпирии (древность), деструктивно-конструктивного пространственного преобразования (Новое время) и преобразования времени и жизни (настоящее время и будущее)
___Если мы спросим себя о важнейших стадиях этого развития, то обнаружим, что в рассматриваемом здесь в ракурсе мы прежде всего различаем следующие три стадии: До начала Нового времени, как уже говорилось, господствовало представление о технике, в котором искусство и техника еще четко не различались, и потому использование техники еще не достигло той степени методической рефлексии, при которой природа опредмечивается и превращается в инструмент господства. И только определенное эмпирическое, основанное на наблюдении знание природы и ее поведения и искусственно созданных инструментов было основой суждения о том, являются ли, и в какой степени, те или иные природные образования тем, что человек может формировать согласно своим целям. С началом Нового времени — в первую очередь под воздействием воззрений Гоббса и Галилея, Декарта, Ньютона, Лейбница и других — начали разлагать явления природы на их физически-пространственные элементы и элементарные функции и интерпретировать поведение природы как результат пространственно-геометрического отношения положений ее элементов. С помощью такого сведения явлений и событий природы к геометрии и математике оказалось возможным предварительно смоделировать, какие могут появляться функции и формы отношений, если пространственные элементарные частицы перевести в другие ситуационные отношения и затем вновь свести воедино. И следовательно, могли бы быть сконструированы объекты, поведение которых математически точно соответствовало бы человеческой цели. Так, например, то естественное явление, что малые силы часто могут вызывать большие действия, стало возможным объяснить благодаря сведению совокупного движения к пространственным ситуационным отношениям и направлениям составляющих сил, наподобие механическо-геометрического закона рычага. Тем самым стало возможным синтетическое производство элементов произвольной конфигурации, с математической точностью служащих поставленным целям, например целесообразные инструменты и рабочие машины, такие, как грузоподъемники, канатная тяга и т.д. Разложение естественных явлений на их пространственные элементы и элементарные пространственные отношения, знание математически и геометрически строгой необходимой связи пространственных отношений, движений и действий сил, синтезы с действенной эффективной рекламной техникой в педагогической, хозяйственной и политической сферах. Техника, следовательно, берет свое начало не в деятельности отдельных людей как таковых, а в совместном труде многих, то есть в дифференцированном по специализированным функциям «трудовом сотрудничестве», в котором отдельные сотрудничающие члены дополняют друг друга в создании устройств.
___Тем самым мы уже можем более точно определить сущность техники, исходя из ее «онтологического места», пребывающего в человеке. Человек «обладает» техникой, техника же по своей сущности есть нечто, чем располагает человек, нечто уже имеющееся у человека, его “habitus”. Это имеет троякий смысл. Техника — это возникающая из сущности человеческого духа и восходящая к нему (и постольку врожденная) способность господствовать над природой и пользоваться ею. В этом смысле человек обладает техникой уже «от природы». Техника есть приобретенные через применение этой заданной способности сноровка и умение (добродетель в первоначальном смысле этого слова) господствовать над природой. В этом смысле человек обладает техникой только через свободные усилия, направленные на учение и практические действия. Техника, таким образом, проявляется как активная способность и сила, свойственная не столько отдельно взятому человеку, но ему как общественному, социальному существу, а в конечном счете, собственно, человечеству в целом. При этом едва ли приходится спорить о том, что человечество в своей истории приобретало все больше техники и все больше способностей к господству над миром.
___ 
___________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *