Сущность производственного процесса

___Директор по технологии и качеству нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов ОТК: 
___Сущность производственного процесса сильно влияет на качество продукции. Процесс представляет собою совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которые преобразуют вход процесса в соответствующий его выход. Входом процесса являются поставляемые материалы, необходимая информация и энергия, выполненные в соответствии с требованиями качества целей. При этом под поставляемыми материалами подразумевается не только сырьё и полуфабрикаты, но и вся необходимая конструкторско-технологическая и нормативная документация, разработанная на предыдущем этапе. Все поставщики материалов, информации и энергии на вход процесса производства являются внешними поставщиками (даже той же самой компании), а производство для них представляет, в свою очередь, потребителей, со всеми вытекающими отсюда требованиями по их взаимоотношению по ценности и стоимости поставляемого продукта. Выходом процесса является готовый продукт, ценность и стоимость которого определит спрос на него у потребителя. Производственный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих процессов производства, в результате которых исходные материалы превращаются в готовые изделия.
___По своему назначению и роли в производстве процессы делятся на основные, вспомогательные и обслуживающие. К основным процессам относят процессы изготовления изделий, составляющих программу выпуска и соответствующих специализации завода. Совокупность основных производственных процессов образуют основное производство. Основное производство включает три стадии: заготовительную, обрабатывающую и сборочную. На заготовительной стадии производства протекают процессы получения заготовок детали – литых, кованных, штампованных, сварных и др.; на обрабатывающей – процессы механической, термической, химической обработки и др.; на сборочной – заключительной стадии – процессы сборки механизмов, узлов и машин, их испытания, консервация и упаковка для отправки потребителям.
___К вспомогательным относятся процессы, связанные с изготовлением продукции, которая, как правило, потребляется на предприятии в основном производстве. Это изготовления инструментов, штампов, моделей и прочей технологической оснастки, производство ремонтов, выработка всех видов энергии, тары и пр. Совокупность вспомогательных процессов образует вспомогательное производство завода – инструментальное, энергетическое, ремонтное и т.п. Задача вспомогательного производства является качественное и своевременное обеспечение основного производства всеми средствами технического оснащения и энергоносителей, повышения технического уровня основного производства.
___К обслуживающим процессам обычно относят процессы, связанные с оказанием производственных услуг основному производству – транспортировка, складирование и выдача всех материалов и полуфабрикатов в производство, накопление и механизированная обработка научно – технической информации, процессов лабораторных испытаний и анализа материалов, полуфабрикатов, контроль точности приборов, инструмента, применяемого в основных и вспомогательных процессах, и др. Совокупность обслуживающих процессов образует обслуживающее хозяйства – транспортное, складское и другие, обеспечивающие бесперебойную работу основного и вспомогательного производства. В результате этих процессов не создается продукция, а только выполняются услуги.
___Состав и взаимосвязь основных, вспомогательных и обслуживающих процессов образуют структуру производственного процесса. В организационном отношении как основные, так и вспомогательные процессы могут быть разделены на простые и сложные. Простыми называются процессы изготовления простых предметов труда, а также отдельно взятые сборочные процессы, например, изготовление детали, сборка механизма, машины и т.п. Простой процесс представляет собой ряд последовательных операций изготовления определенного объекта. Сложный процесс представляет собой совокупность скоординированных во времени простых процессов. Это весь процесс изготовления изделия и его испытание.
___Основным структурным элементом простого процесса является операция. По мере изготовления продукта на разных стадиях процесса производства возрастают затраты на его изготовление и соответственно растет добавленная ценность продукта. Основная цель процесса – добавление ценности продукта при минимальных затратах на каждой операции. Но при выпуске дефектного продукта его ценность по мере прохождения по операциям не добавляется, а убавляется за счет закладывания в ценность готового продукта будущих издержек на переработку бракованной продукции.
___Таким образом, качество процесса будет равно качеству его результатов, и поэтому затраты на процесс должны быть равны добавленной ценности продукта для потребителя. В свою очередь, качество процесса характеризуется его результативностью, эффективностью и гибкостью. Результативность процесса отражает степень соответствия готовой продукции проекту. Если достигнута бездефектность готовой продукции, то это означает высокую результативность производства, если ее ценность соответствует ожиданиям потребителя – высокую результативность всей компании в целом. Результативность достигается: качеством продукта, пунктуальностью исполнения, временем исполнения заказа (т.е. временем, затрачиваемым на выполнение заказа потребителя, от момента его получения до момента поставки готового продукта).
___Эффективность процесса показывает, как хорошо используются выделенные ресурсы. Ее можно оценить как отношение выходных ресурсов процесса к входным, т.е. Е = выход/вход. Как правило, эффективность производства определяется через затраты времени и ресурсов, которые должны быть минимальными. Поэтому ее иногда приравнивают к производительности процесса, т.е. сколько человеко-часов потрачено на производство одной единицы продукта. С другой стороны, эффективность процесса – это максимальное использования ресурсов. Эффективность достигается оптимизацией затрат, уменьшением времени исполнения заказа (скоростью процесса).
___Гибкость процесса (эластичность, способность к адаптации) – приспосабливаемость к изменениям условий за счет внешних и внутренних причин. Гибкость достигается оптимизацией процесса, т.е. откликом на изменение требований рынка. Однако дефекты в процессе производства неизбежны, и поэтому неизбежны издержки на их исправление. Но в то же время как количество дефектов, так и объем издержек производителя могут быть сведены к минимуму в процессе производства, если будет предусмотрена система поэтапного контроля процесса, т.е. проверка соответствия реального процесса спроектированному. Введение поэтапного контроля не добавляет ничего в ценность продукта с точки зрения удовлетворения запросов потребителя, но уменьшает издержки производителя на исправления брака в готовой продукции.
___Поэтому планирование процесса включает: определение потребителей; уточнение целей потребителей и выходных целей процесса; требования к поставщикам и сырью; цели по эффективности (затраты и время); проектирование процесса (последовательность работы, персонал, оборудование и технологии); разработку системы контроля, направленную на улучшение показателей качества для входа, выхода и внутреннего использования, показателей эффективности, системы обратной связи и ответственности; проверку правильности проектирования по результатам запуска процесса.
___В результате процесс должен представлять собой четкую последовательность операций. Качество процесса производства в огромной степени определяется качеством этапа разработки. В то же время те же самые аспекты качества целей, которые использовались в процессе разработки продукта, должны применяться для улучшения процесса его производства. Когда производство в соответствии с разработанным проектом запущено, реальные усилия должны быть направлены на улучшение качества и эффективность процесса производства. На этом этапе жизненного цикла продукта статистический контроль производства является важнейшим инструментом, позволяющим выявить источники изменчивости процесса и отслеживать его таким образом, чтобы новые источники изменчивости не появлялись.
___Продукт после этапа производства по различным каналам поступает потребителю. После этого важно проанализировать весь реальный процесс: от момента поступления заказа на продукт до момента его изготовления. В современной конкурентной борьбе за потребителя выигрывает тот производитель, у которого протяженность этого времени минимальна при максимальной ценности его продукта для потребителя.
___Качество эксплуатации продукта до ВУК включает, как правило, только качество его эксплуатации потребителем в соответствии с требованиями и инструкциями производителя по эксплуатации продукта. ВУК требует помимо этого внимания со стороны производителя к качеству послепродажного обслуживания и качеству информации о мнении потребителя относительно ценности продукта в процессе его эксплуатации.
___Наличие послепродажного обслуживания в настоящее время, особенно для наукоемких продуктов, является решающим для потребителя при решении вопроса о его приобретении, а следовательно, одной из важнейших составляющих ожидаемой ценности продукта. Потребитель, приобретая ценный продукт, должен быть уверен в том, что производитель поможет ему эксплуатировать продукт, особенно наукоемкий, а при необходимости обеспечит ввод его в эксплуатацию, осуществит гарантийное обслуживание и требуемый ремонт. Качество же информации подразумевает достоверность получаемой фирмой информации о мнении потребителя по ценности продукта, исключающей «айсберговый эффект» и позволяющей целенаправленно проводить работу по непрерывному улучшению качества продукта для потребителя.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Управление качеством продукции с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *