Тема трансцендирования

___Главный специалист по философии науки в промышленности нашей уникальной компании “ТехноИнжениринг” пишет: 
___И тем не менее тема трансцендирования звучит. Однако со специфическими обертонами. Так, Витгенштейн говорит об особом опыте, первичном по отношению к логике: опыте того, что “нечто есть. Но это как раз не является опытом”. “Мистическое — не то, как мир есть, но то, что он есть”. Эту тему Витгенштейн подробнее развивает в “Лекции об этике”. Он пытается объяснить слушателям, что он имеет в виду, говоря об “абсолютном добре” и “абсолютной ценности” и для этого описывает одно свое переживание, для описания которого были бы уместны данные выражения. “Полагаю, что лучшим способом описать опыт было бы сказать, что когда он имеет место, я удивляюсь существованию мира. Я тогда склоняюсь к использованию фраз: “Как необычно, что нечто должно существовать” или: “Как необычно, что мир должен существовать”. Витгенштейн далее объясняет, что данная фраза бессмысленна и что опыт, который он имеет в виду, на самом деле невыразим в языке, как и религиозный опыт. “Бессмысленно говорить, будто я удивляюсь существованию мира, ибо я не могу вообразить его несуществующим”. 
___В буквальном смысле я, конечно, не могу вообразить себе мир несуществующим, ибо в акте воображения буду примысливать себя, т.е. нечто существующее. Но интересен не буквальный смысл, а то, что, как мне кажется, Витгенштейн пытается этим высказать. Это — попытка обновить переживание бытия, независящего от пределов круга, очерченного социумом и его “языковыми играми”, пережить хрупкость, бесценность бытия. И для того, чтобы обновить это переживание, чтобы разомкнуть пределы данного круга, нужно подумать о том, что бытия могло бы и не быть, представить себе вместо нечто — ничто. Витгенштейн, как кажется, пытается оживить переживание бытия как дара.
___Тема бытия и ничто служит специальной темой обсуждения Хайдеггера. В статье “Что такое метафизика?” он пытается сформулировать образцовый метафизический вопрос. Традиционно таковым считался вопрос о бытии, о его сущности и отличительных чертах. Хайдеггер же формулирует вопрос о ничто. Ничто приоткрывается человеку в “фундаментальном настроении ужаса”. Ужас, в отличие от страха, не имеет конкретного предмета и повода. “Мы не можем сказать, перед чем человеку жутко. Вообще делается жутко. Все вещи и мы сами тонем в каком-то безразличии. Тонем, однако, не в смысле простого исчезания, а вещи повертываются к нам этим своим оседанием как таковым. Проседание сущего в целом наседает на нас при ужасе, подавляет нас. Не остается ничего для опоры. Остается и захлестывает нас — среди ускользания сущего — только это “ничто” …Ужас уводит у нас землю из-под ног, потому что заставляет ускользать сущее в целом”. Хайдеггер говорит о бытии, о человеческом бытии. И оказывается, что для этого необходимо Ничто с его “ничтожащей силой”. Ничто показывает нам бытие как то, чего могло бы не быть. Оно лишает бытие привычной видимости необходимости, безусловности. 
___Согласно представлениям XVI—XVII вв., познание может открывать душе настоящий путь к Абсолюту. Для того, чтобы этот путь был правильным и гарантированным, классическая гносеология искала абсолютно достоверный фундамент знания. Ныне философия признала, что знание не может иметь подобного фундамента, да и не открывает перед душой никакого пути. И у совершенно разных философов, в разных контекстах и по разным поводам появляется тема Ничто.
___ 
_____________________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *