теория речевых актов

___Генеральный директор нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Примером подтверждения идей Апеля может служить теория речевых актов представителей американской философии языка Дж. Остина и Дж. Серла. Апель полностью согласился с установкой Серла о том, что в основе философии языка должен лежать анализ речевых актов. Когда мы говорим о речевом акте, то подразумевается, что вместе с высказыванием мы одновременно что-то делаем: обещаем, соглашаемся и т.д. Само производство высказывания является осуществлением действия. Например, в выражении «Обещаю тебе, что я завтра приду» обещание не только выражается, но и дается в первой части предложения. Тем самым речевой акт обнаруживает свою тройственную структуру: по отношению к используемым языковым средствам он выступает как локутивный акт; по отношению к цели коммуникации – как иллокутивный акт, по отношению к своим результатам – как перлокутивный акт Прагматический подход включает в поле своего внимания второе измерение коммуникации: иллокутивный акт выражает коммуникативное намерение говорящего, заключающееся в желании быть понятым. Перлокутивный акт оказывает каузальное воздействие на слушателя и не имеет внутреннего отношения к сказанному (зависит от случайных контекстов коммуникативной практики). Таким образом, стандартное речевое действие состоит из двух частей: иллокутивной, заключенной в перформативном предложении, и локутивной, заключенной в пропозициональном, констатирующем предложении. При этом собственный смысл пропозиционального предложения – т.е. то, каким образом его следует понимать, – определяется преимущественно иллокутивной частью, перформативным предложением. Важно, что перформативный смысл речевого действия открывается только такому слушателю, который отказался от перспективы наблюдения в пользу перспективы участия.
___С этой точки зрения, к примеру, можно исследовать, какого рода перформативные предложения используют участники научной коммуникации. Попытку экспликации смысла речевого акта полагания, скрытого в перформативном предложении «Я полагаю, что…», дает ученик Апеля Д. Бёлер: «Я полагаю, перед неограниченным сообществом участников аргументации, что высказывание, которое я сейчас сделаю, имеет такое свойство или будет так обосновано, что оно выдержит проверку всех сомневающихся, которые придерживаются правил аргументации и поняли и учли все основания, и что затем оно было бы признано как состоятельное в неограниченном сообществе участников аргументации, находящихся в идеальных условиях времени, а также обладающих идеальной компетентностью»* 2. Очевидно, что Бёлер, анализируя перформативное предложение, в согласии с замыслом трансцендентальной прагматики реконструирует «идеальную ситуацию коммуникации». Благодаря анализу перформативных предложений можно выявить противоречия, которые иначе были бы незаметны невооруженному взгляду.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *