Техника

___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала “Продавать-Много.РФ”.
___В статьях Мартина Хайдеггера (1889-1976) ставится широкий круг проблем, имеющих непосредственное отношение к философии техники, – возникновение и специализация наук, связь науки и техники, планетарное расположение научной технологии, ее будущее. Хайдеггер толкует технику в духе Дессауэра, как некую первооснову, человеческое начало. Согласно мыслителю, техника есть способ самореализации человечества. Она первична по отношению к обществу. Философ резко порвал с традицией европейской философии техники, которая акцентировала свое внимание на непосредственных, «очевидных» достояниях прогресса. Он показал, что последствия вторжения техники многообразны и в отдаленной перспективе даже трудно предсказуемы. Технологическая предопределенность едва ли не фатальна для человека в том смысле, что содержит в себе некую непредсказуемую заданность мышления, поведения, сознания. Мыслитель показал, что техника не просто конструирует «технический мир». Она подчиняет своему диктату едва ли не все пространство бытия. Присущая ей логика проникает в социальное и человеческое измерение истории. Ее инструментальный разум поражает все сознание эпохи.
___Техника помогает человечеству, особенно облегчает жизнь работникам сварной настил 34х38, который исключает возможность получения травм персоналом. Хайдеггер пытается проникнуть в суть техники для того, чтобы освободиться от власти техники. «Техника не то же самое, что суть техники, – пишет Хайдеггер. – Мы никогда не почувствуем своего отношения к сущности техники, пока будем просто пользоваться ею… или избегать ее. Во всех эти случаях мы еще рабски прикованы к технике, безразлично, утверждаем ли мы ее с энтузиазмом или отрицаем. В самом злом плену у техники, однако, мы оказываемся тогда, когда видим в ней что-то нейтральное; такое представление, особенно популярное сейчас, делает нас совершенно слепыми к ее сущности». Согласно Хайдеггеру, мы можем освободиться от власти техники, перестать быть ее рабами, если поймем, в чем сущность техники. Одно из определений: техника есть средство для достижения целей. Другое: техника есть особая человеческая деятельность. Это – инструментальное и антропологическое определения техники. Они верны, – но не раскрывают нам ее сути. Любое событие происходит постольку, поскольку выводит из потаенности в открытость. Произведение – это и есть перевод потаенного в непотаенное. Таким образом, техника – не простое средство. Техника – вид раскрытия потаенного, тайного, еще не случившегося. Техника – способ перевода потаенного, иного мира в непотаенное, наш мир. Техника – область выведения из потаенности, область осуществления некой истины. Истину Хайдеггер понимает в ее греческом смысле – как «непотаенность», «самоявленность» (алетейа). В этом смысле техника – важнейший способ обнаружения глубинных свойств бытия. У Хайдеггера техника – важнейший способ обнаружения глубинных свойств бытия. Она позволяет выявить то, что сокрыто в нем, должно быть угадано и представлено в подлинном, неискаженном лике. Через сущность техники человек говорит с бытием, слышит его зов. Но импульс может быть угадан неверно, ибо техника провоцирует человека на ложное самораскрытие. По мнению Хайдеггера, бытие невозможно без человеческого существования. Человек преображает вещи, переводя их из состояния «наличности» в состояние «сподручности». Техника вырастает из природного материала, но она входит в экзистенциальную структуру бытия человека, который обладает способностью объектировать свои замыслы. Техника, по мнению Хайдеггера, уходит корнями вглубь, в сферу истины.
___Слово «техника» по происхождению – греческое. «Технэ» – название не только ремесленного мастерства, но и высокого искусства. Такая «технэ» относится к про-из-ведению. Со времен Платона «технэ» также употреблялось рядом с «эпистемэ», – оба слова обозначали «знания» в широком смысле, умения разбираться в чем-то. Знание приносит ясность, открывает истину. «Технэ» обнаруживает то, что само себя не производит, еще не существует в наличии. «Это раскрывание потаенного заранее собирает образ и материал корабля и дома воедино в свете предвидимой законченности готовой вещи и намечает, исходя из этого, способ ее изготовления». Решающая суть «технэ», таким образом, не в операциях и манипуляциях, а в вышеназванном раскрытии. Хайдеггер согласен, что против такого определения может быть вдвинуто возражение, что оно годится для греческой мысли и ремесленной техники, но не годится для современной техники. В чем же сущность современной техники? Это тоже раскрытие потаенного, раскрытие тайны, – но на сей раз оно происходит не в про-из-ведении, а в производстве. Производство всегда несет в себе с самого начала установку на вос-производство, на увеличение производительности, на массовость. Производство ставит перед природой требование быть поставщиком – энергии, которую можно запасти и хранить. Природа ставится на службу. Например, на Рейне поставлена электростанция. Она не встроена в реку так, как встроен старый деревянный мост, связывающий два берега. Здесь скорее река встроена в электростанцию. Рейн теперь – поставщик гидравлического напора. А Рейн как река среди ландшафта остается таковой лишь для осмотра экскурсионной компанией, развернувшей там индустрию туризма. Выведение из потаенности, которым охвачена современная техника, теперь не носит характер уникального произведения искусства. Это теперь добывающее производство. Кто осуществляет это добывающее, поставляющее производство? Человек. Но человек не распоряжается потаенностью. Человек с самого своего рождения принадлежит к миру уже существующему, набравшему обороты, к миру непотаенного, к этому миру. Человек еще изначальнее, чем природа, он вовлечен в производство. Как и природа, он принадлежит к этому состоянию службы, к «состоящему-в-наличии». Но потому, что человек изначальнее, чем природа, вовлечен в этот круг, он не бывает просто ресурсом, он участвует в поставляющем производстве. Но и здесь он – пешка. Он всегда уже в этом мире, в мире непотаенного, явного. Он всегда уже им захвачен, и поступает так, и создает, участвует в производстве так, как диктует ему этот мир, это производство. Ему диктует по-став.
___Таким образом, существом современной техники правит по-став, сам не являясь ничем техническим. Термин по-став происходит от слова «ставить», «поставление», «поставка». По-став – это добыча, а не осуществление тайны. По-став – это понуждение, понуждение природы и человека; свободное распоряжение природой, тайнами, человеком. Здесь больше нет мистического, охраняющего отношения, – а есть свободное распоряжение, поставление, переработка и хранение. По-став, как потребительское отношение, как представление о том, что необходимо «брать». Брать все так, как будто это только для того уже и существует в наличии, как будто нет никакой тайны про-из-ведения, а только по-став, – и есть суть современной техники. Кроме того, распространяется видимость, что все предстающее человеку так или иначе поставлено им. Человек изменяет все вокруг, не оставляя ничего естественного. Начинает казаться, что человеку повсюду предстает уже только им созданное, то есть только он сам. Между тем, как на самом деле с самим собой, со своей сущностью человек уже нигде сегодня не встречается. Потому что сущность его – в потаенном, а путь к нему потерян, закрыт массовым производством. Угроза человеку, таким образом, исходит не от некоего мистического демонизма техники, а оттого, что человек под ее влиянием окажется не в состоянии вернуться к более раннему способу открытия истины – мистическому… Постав заслоняет собой лирику, тайну, пойэсис.
___Каждое существо на земле – тайна. Капитализм грозит втянуть человека в поставляющее производство, массовое клишированное воспроизводство – как единственный способ раскрытия потаенного, существования. Он толкает человека на риск отказа от своей свободной сущности и тайны. По-став втягивает человека в гонку поставляющего производства, – затмевая событие выхода из потаенности, из тайны (создание вещи) и подвергая риску самые корни нашего отношения к существу истины. Существо техники грозит тем, что всякое раскрытие потаенного сведет к поставляющему производству. Немецким философом отвергается представление о том, что техника есть средство в руках человека. Напротив, именно человек «выдан» технике, «затребован» ею. И в этом истоки опасностей, которые подстерегают человека. Однако Хайдеггер пишет, что судьба человека – не роковое принуждение. Наоборот, по-настоящему открыв сущность техники, мы обнаруживаем себя захваченными освободительной ответственностью, мы в состоянии спастись. Должна произойти переориентация мышления людей. Решительная борьба с существом техники – то есть с не техническим по-ставом – должна произойти в искусстве, представляющем собой исторически родственное явление, но в корне с другой сущностью.
___
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *