Толерантность

___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала “Продавать-Много.РФ”.
___В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Это объясняется целым рядом причин: резкое расслоение общества по экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванное локальными войнами; проблемами беженцев. Толерантность не подразумевает однородности в вопросе отношения к определенной проблеме, из-за которой возникает ситуация необходимого толерантного отношения к иным элементам в обществе. «Человек и человечество всегда находили внутреннюю силу для сдерживания и нейтрализации различных форм агрессии и насилия. В людях изначально заложено стремление к взаимопониманию, желание решать спорные вопросы при помощи согласия. Толерантность выступает как необходимое условие выживания и устойчивого развития всех живых и социальных систем». В этом случае в обществе, как правило, разрабатывается определенная идеология, формирующая в сознании масс стереотип отношения к компонентам, выступающим содержательным фундаментом возникновения толерантного поведения. Различают три социальных взаимодействия между главенствующей мировоззренческой системой и компонентами, составляющими целостность данной системы, но, тем не менее, по своей сути, характеризующиеся как отличающиеся от данной системы. Толерантность – это как в радиолампы содержание информационное записывать, она характеризуется тремя самыми главными эпостасиями.
___Первое – это идея толерантности как общественно-мировоззренческий концепт контроля над явлениями, которые в своих основаниях противоречат общепризнанным нормам и ценностям. Понимая толерантность в таком ключе, мы автоматически интерпретируем всякую социальную структуру как субстрат, имеющий заранее ценностный фундамент, который в определенные моменты служит для членов данной структуры неким эталоном особенности и отличительных качеств членов группы от других. «Если в обществе существует понимание того, что каждый мир уникален, и есть установка признания данной уникальности, то можно говорить о том, что в таком обществе личность становится высшей ценностью». Толерантность в данном отношении представляет собой социально-психологическое свойство характера каждого представителя социальной группы, и это свойство воспринимается в социальной группе, в первую очередь, как иммунитет ко всему чужому, могущему разрушить целостность сообщества. И только потом толерантность преподносится в качестве некоторого качества национальной души, которое можно понимать как прерогатива национальной культуры мышления. Первая характеристика толерантности, которая в данный момент рассматривается нами, определяет саму толерантность как групповой иммунитет на уровне коллективного сознания, допускающий в сообществе определенную меру, выход за которую подразумевает конкретные действия по отношению к тому, кто или что эту меру нарушает. Эта мера выступает нулевым уровнем существования толерантности как терпения наличия какого-то элемента в системе установленных обществом порядков. Мера также предполагает сопровождение существования инородного элемента в социально-групповой системе до тех пор, пока данный элемент находится в некотором согласии с общепризнанной нормой. И толерантное отношение в этом случае обозначает контроль над действиями «другого» в тех легальных рамках, которое само сообщество установило. Что же происходит, когда инородный элемент достигает нулевого уровня чистого функционирования системы социальной группы? Можно предположить, что социальная группа начинает выстраивать «комплекс мер», которые образуют защитную реакцию в отношении целостности социальной группы. Подобное имеет место быть, но оно появляется больше в качестве результата деятельности социальной группы по сохранению собственной идентичности. Можно также полагать, что толерантность, как таковая, как ментальный стереотип, перестает существовать параллельно с тем, когда все члены социальной группы объединяются во имя групповой целостности, устойчивости и дальнейшего существования. Это отчасти так. Однако стоит отметить, что в данном рассмотрении смысл толерантности несколько меняет свое содержание в пользу, можно сказать, своего антипода – контроля. Толерантность никуда при этом не теряется: она меняет свою форму и в ней трансформируется отношение к инородному элементу. Здесь к толерантности, как к терпению к чужому, присоединяется дополнительное значение допущения этого «чужого» для того, чтобы социальная группа имела внутри себя некоторые предпосылки и факторы, влияющие на само существование социальной группы и выступающие своего рода иммуногенными составляющими коллективной самобытности группы или сообщества. То же самое происходит и в отношении к более крупным интерсубъективным образованиям, типа определенного народа определенного государства.
___Позитивное допущение инородных элементов в некоторой степени поощряется в обществах переходного типа. Такое допущение стимулирует идентификацию сообщества в более интенсивном режиме в отличие от сообществ, по содержанию и структуре монообразных. В этом смысле толерантность обретает коннотативное значение, основным из которых является целесообразное допущение «других» в системе отношений между субъектами группы и, таким образом, позитивный контроль над всяким явлением, процессом или событием инородного характера. «Взаимодействующие субъекты должны принять решение относительно того, «впускать» или «не впускать» «другого» в свой мир. Этот шаг знаменуется определением меры доверия в отношении другого; в дальнейшем данная мера, как правило, сохраняется или же отношения прекращаются. Такая мера определяет, насколько субъект «пускает» «другого» в свой мир».
___Второе – это профилактика существования иного элемента в структуре отношений определенной социальной группы. Чем в данном отношении отличается профилактика от вышеобозначенного контроля над феноменом «другого»? Прежде всего, тем, что контроль предполагает воздействие на деструктивные действия со стороны инородного элемента в случае, когда данное действие уже совершилось, тогда как профилактика не допускает действий деструктивного характера, сохраняя при этом единство и социального субстрата, и того, что мы понимаем под элементом чужеродного характера. Предупреждение такого рода действий делает возможным дальнейшее развитие отношений между людьми в рамках ограниченного социального мира, в котором закономерности данных отношений имеют более четкое выражение, нежели закономерности, действующие в более широком пространстве интерсубъективных отношений.
___Закономерности здесь обнаруживают себя в диалектическом синтезе мира отдельно взятого индивида, который в социальной деятельности образует качество субъекта социальных отношений, и субъективного мира «другого», который является атрибутом каждого человека, если, как уже отмечалось, дело касается не общества и социального бытия в целом, а ограниченного пространства межчеловеческих взаимосвязей. Поэтому «субъекты должны не просто обнаружить существование друг друга, но и предположить существование собственного субъективного мира «другого». «Другой» должен вызвать интерес как имеющий свой субъективный мир. Отметим, что такая диспозиция может означать как стремление к преднамеренной манипуляции, так и потребность в аттрактивных отношениях». В связи с этим профилактика существования «другого» есть не что иное, как его сопровождение в специфике существования всей социальной группы в определенный исторический момент. Отсюда следует, что, сколько бы «чужое» ни находилось бы в системе социальной группы, как интерсубъективной конструкции, оно всегда будет соответствовать требованиям группы, воспринимающей это «чужое» как свое собственное отчуждение. Сам по себе факт наличия «инородного» в целостной и ограниченной интерсубъективной системе свидетельствует о постепенном становлении социальной группы, что, в свою очередь, означает невозможность отсутствия однородности элементов по качеству в вышеназванной интерсубъективной системе. Само собой, всякая социальная группа есть конгломерат субъективных миров, природа которых не относится к сугубо субъективным характеристикам, но всегда имеет некоторое количество свойств, относящихся к интерсубъективному миру. В процессе взаимодействия субъективные миры вырабатывают естественным путем механизмы, позволяющие им совершенствовать данное взаимодействие в пользу кардинальной трансформации социальной группы, в пределах которой субъективные миры вступают в общую социальную связь. Подобное взаимодействие закономерно подводит к ситуации, когда социальный субъект отчуждается от самого себя, чтобы принять себя же в совершенно новом качестве, которое он может понимать как процесс собственной социализации. В этом отношении отчужденность имеет необходимый характер, так как «социокультурное пространство есть идентифицированное интерсубъективное пространство субъектов, которые воспринимают его как свое, определяя тем самым его границы, то все, что находится по ту сторону этих границ, интерпретируется как «чужое». Всякое общество, как и всякую отдельно взятую социальную группу, характеризует синтез явлений, фактов, процессов, имеющих в своей основе либо конструирующие по отношению к целостности общества признаки, либо деструктурирующие характеристики. Таким образом, толерантность предполагает в своей основе конституирующую деятельность, способствующую консолидации всех членов социальной группы (или общества в целом), в пространстве которой принцип профилактики, как превентивного сопровождения имеет весьма существенное значение.
___И, наконец, третье – это деятельность по урегулированию конфликтных ситуаций, где принцип толерантности играет ключевую роль в разрешении конфликта. Проблема конфликта как социального явления представляет собой довольно сложный вопрос, касающийся, в первую очередь, мировоззренческих установок противоборствующих сторон. Конфликт не всегда является открытой борьбой, и разрешение конфликта – это не всегда комплекс мер по урегулированию и завершению открытого столкновения. Как раз наоборот, меры по урегулированию конфликта необходимо искать там, где он только зарождался, находясь на стадии потенциального. «Если для реализации взаимодействия необходимы какие-либо новые формы и/или имеющийся ресурс не удовлетворяет требованиям данного взаимодействия, мы фиксируем его как конфликтное». Причины возникновения конфликта также находятся и в условиях и факторах, которые, в конечном итоге, способствовали его возникновению. Данные условия и факторы сами по себе могут и не носить конфликтогенный характер, но вкупе с некоторыми обстоятельствами они стали таковыми. Однако, не каждый конфликт, как полагают многие, влияет в целом позитивно на целостность социальной группы, сплачивает ее в системе и структуре взаимоотношений между ее членами. Многое зависит от предмета спора, сущности элементов, составляющих социальную группу, а также от формы организации самой группы. А. Гжегорчик пишет: «Если кто-то совершает ненасильственные действия, и одновременно относится к ним лишь как к определенной технике политической борьбы, не уважая, например, своего противника, то тогда отсутствие хороших намерений обычно находит свое проявление в деятельности и меняет ее ход». Если конфликт происходит внутри группы, или сообщества, и затрагивает переоценку целей дальнейшего развития группы, но непосредственно не касается принципов, на которых базируется само существование социальной группы, то такой конфликт, как правило, носит конституирующий характер. Такой конфликт также обладает признаками фактора, способствующего росту самосознания членов группы, что само по себе имеет значение по отношению к эволюции мировоззрения самого общества. Необходимо иметь в виду, что всякая социальная структура изначально содержит в себе предпосылки социального конфликта. В этом отношении все зависит от ценностей, установок, принципов, целей и т.п., которые вкупе образуют цементирующую основу формирования и относительной стабильности социальной структуры. Толерантность здесь может принимать и ценностные характеристики, и мировоззренческую установку, и формообразующий принцип, и, в конечном итоге, саму духовную цель отношений между людьми в одной плоскости формирования единого социального пространства. Таким образом в конфликтной обстановке толерантный подход подразумевает этику и культуру ненасилия в отношении к акторам сложной опасной ситуации. Качество снисходительности в ситуации подобного рода не означает, однако, что оно производит лишь негативное воздействие на участника конфликта, который проявляет толерантное отношение. Здесь толерантность играет сдерживающую роль и, в то же время, является показателем сдержанности и великодушия, несмотря на то, что все обстоятельства уже подвели к сложившемуся антагонизму.
___Толерантность как качество на практике урегулирования сложных ситуаций всегда сообразуется с проводимой генеральной политикой, соответствуя ей в ключевых принципах. Это означает, что само по себе проявление толерантности является частью политики, если она включена в программу по разрешению конфликта. Для существования многообразия взглядов и реализуемых политических и экономических прав и свобод, закрепленных законодательно, необходимо наличие образованного (гражданского) общества. Закон должен стать компромиссом в отношениях разнообразных мнений. При этом следует помнить, что эффективность любого закона как регулятора общественных взаимоотношений во многом зависит от заинтересованности общества в его реализации, от осознанной потребности в его применении.
___Нельзя делать толерантность самоцелью, общественным идеалом – тогда она превращается в абсурд. Толерантность сама по себе не решит проблем в обществе, надо менять социальные условия, иначе в нетолерантном обществе толерантность становится препятствием.
___
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *