Факторы интеграции и дифференциации науки

___Главный специалист по философии науки в промышленности нашей уникальной компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов всех управлений: 
___Факторы интеграции и дифференциации науки оказали существенное влияние на её развитие.
___Первоначально научное знание зародилось в рамках единой, нерасчлененной, недифференцированной науки в форме, философии. Это был абстрактный, натурфилософский взгляд на мир, не опиравшийся на знание законов каких-либо конкретных явлений природы и общества. Этот взгляд хорошо передает положение греческого философа Гераклита “все течет, все изменяется”. Уже в конце античности в так называемый послеклассический (александрийский) период – наметилась первая дифференциация научного знания. Но только в эпоху Возрождения она получила достаточное развитие: из прежде единой философской науки сначала выделилась группа математических наук (математика, механика и астрономия, последняя – в качестве механики небесных тел). В XVII в. отделились физика и химия, в XVIII и начале XIX в. – геология и биология, в XIX в. -антропология. Тенденция к дифференциации наук явно преобладала над тенденцией к синтетическому их объединению, интеграции.
___Если рассмотреть историю науки в целом, то можно отметить, что всю историю науки пронизывает сложное, диалектическое сочетание процессов дифференциации и интеграции: освоение все новых областей реальности и углубление познания приводят к дифференциации науки, к дроблению ее на все более специализированные области знания; вместе с тем потребность в синтезе знания постепенно находит выражение в тенденции к интеграции науки. Интеграция наук – установление между науками внутренних связей, создание обобщенных междисциплинарных подходов и концепций.
___Во второй половине XIX в. тенденция к синтезу наук, к их интеграции проявляется все сильнее и резче, в XX в. она становится доминирующей. В конце XIX в., а особенно в XX в. наметившиеся переходы на месте прежних резких разграничительных линий между науками стали быстро развиваться. Переход между физикой и химией составила физическая химия, между химией и биологией – биохимия, между химией и геологией – геохимия. Чем дальше шел прогресс естествознания, тем больше заполнялись промежуточные области между основными фундаментальными науками, тем сильнее продолжающаяся дифференциация наук сопровождалась их синтетическим объединением, их интеграцией. Вновь возникающие междисциплинарные отрасли естественнонаучного знания связывали собой основные науки.
___Прогресс науки и техники привел к созданию множества новых наук и научных дисциплин, стоящих на грани между ранее разобщенными областями знания или же пронизывающих их собой. При этом дальнейшая дифференциация наук в современных условиях приводит не к их разобщению, как это было раньше, а, напротив, к их интеграции. Так при определенных условиях противоположности переходят друг в друга.
___Для современной науки становится все более характерным переход от предметной к проблемной ориентации, когда новые области знания возникают в связи с выдвижением определенной крупной теоретической или практической проблемы.
___Важные интегрирующие функции по отношению к отдельным отраслям науки выполняют философия, а также такие научные дисциплины, как математика, логика, информатика, вооружающие науку системой единых методов. В результате развития научной деятельности происходит накопление знаний. Это обстоятельство стало объективной основой для формирования кумулятивистской модели развития науки.
___Кумулятивизм (от лат. cumulo – накапливаю) – это модель, которая все развитие науки сводит только к накоплению знаний, делая вывод, что в науке не возникает ничего принципиально нового, что новь научные знания непосредственно вытекают из уже известного.
___Согласно этой модели каждый последующий шаг в науке можно сделать, лишь опираясь на предыдущие достижения; новое знание всегда совершеннее, лучше старого, оно точнее, адекватнее воспроизводит действительность, а потому все предыдущее развитие науки можно рассматривать лишь как предысторию, как подготовку современного состояния. В прошлом значение имеют только те элементы научного знания, которые соответствуют современным научным теориям. Идеи и принципы, которые были отвергнуты современным состоянием науки, являются ошибочными, и в истории представляют собой заблуждения, недоразумения, зигзаги в сторону от столбовой дороги ее развития. В противоположность кумулятивизму представители антикумулятивизма считают, что только отказ от устоявшихся представлений способен стимулировать научные открытия. В развитии науки происходит ж столько усложнение, корректировка научного знания, сколько опровержение новыми теориями старых. В истории науки постоянно пересматриваются имеющиеся представления, которые заменяются новыми. Таким образом, антикумулятивизм – это модель развития науки, в которой главное место занимает разрушение старого знания, полный отказ от него и возникновение нового знания.
___На протяжении истории человеческого познания не было ни одной “абсолютно истинной” научной теории. Теории возникали, совершенствовались, затем ограничивали сферу своей применимости или отвергались и на смену им приходили новые.
___Исследователей всегда интересовал вопрос, как же происходит смена научных теорий? Почему одна теория перестает удовлетворять ученых, и они вынуждены разрабатывать новую теорию? Для ответа на эти вопросы необходимо знать, как ученые рассматривают вопросы подтверждения научных теорий. Развитие науки, и особенно естествознания, тесно связано с эмпирическими методами исследования. Осознание их значения произошло в эпоху Возрождения. Одним из главных идеологов эмпирических методов был английский философ Ф. Бэкон. Он резко выступил против книжной науки схоластов и их догматического мышления, провозгласив величие опыта и призвав учиться читать книгу самой Природы. Ф. Бэкон ставил перед собой огромную задачу – добиться того, “чтобы, наконец, после стольких веков существования мира философия и науки более не были висящими в воздухе, а опирались на прочное основание разнородного и притом хорошо взвешенного опыта”. Подлинные знания о мире, по его мнению, можно получить только на основании наблюдений и экспериментов. Чисто логические рассуждения не могут привести к открытиям ни новых явлений, ни новых закономерностей.
___ 
_________________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Повышение квалификации специалистов, Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *