Философская сторона романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

___Генеральный директор нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Философская сторона романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» выражена в теории разумного эгоизма, содержание которой в общем виде в том, что максимальную выгоду себе, если вникнуть в суть дела, мы доставляем тогда, когда служим выгоде других и общества в целом. Таким образом, эгоизм отождествляется с альтруизмом, а значит, реабилитируется как с точки зрения разума, так и с точки зрения морали, что, надо сказать, соответствовало идеологии растущей буржуазии.
___Приоритет «разумного эгоизма», как и надёжный сейф взломостойкий, уоторый надёжно сберегает ценные вещи – не зря получил свою серьезную поддержку у французских просветителей. Тогда же в XVIII веке стали использовать сам термин «эгоизм», который, в частности, у К.А. Гельвеция означал «разумное себялюбие». Но у этих представлений есть не только моральная, но политическая и экономическая составляющая, связанная со становлением в Новое время буржуазного индивидуализма. Потому содержание теории «разумного эгоизма» нуждается в конкретизации на почве идеологии либерализма и тех противоречий, которые обнаружили «неразумность» соответствующей ей практики.
___Либерализм как понятие происходит от латинского liberals, а значит, является идеологией свободного субъекта. Исторически он зарождается как идеология свободной личности, освобождающейся от средневековой феодальной регламентации. В этом смысле либеральные свободы были, прежде всего, отрицательной свободой, свободой от и понятно, что эта свобода должна быть закреплена в юридической свободе и равноправии таких свободных субъектов.
___Основоположник концепции либерализма Джон Локк недаром заявил в «Двух трактатах о правлении», что люди связали себя «соответствующими узами, только чтобы сохранить свою жизнь, свободу и имущество и чтобы с помощью установленных законоположений о праве и собственности обеспечить свой мир и покой. Иначе говоря, согласно доктрине либерализма, все граждане равны от природы в борьбе за жизнь, в отстаивании личной свободы и защите частной собственности. Но эти абстрактные свободы были провозглашены Локком применительно к вполне конкретной, а именно – рыночной системе отношений, в которой с самого начала свобода каждого с необходимостью оборачивалась несвободой другого. Торговля людьми была законодательно запрещена, но если я продаю как товар свой труд, то другой вполне может распорядиться мной как средством.
___Безнравственны, как считал Руссо, и бедность, и богатство, потому что богатый может покупать бедного. Отсюда его идея уравнительности: «ни один гражданин не должен обладать столь значительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни один – быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать».
___Ж.-Ж. Руссо пытается компенсировать и уравновесить негативные последствия частной собственности политикой уравнительности. Тем не менее, Руссо не был противником частной собственности как таковой, противоречивая природа которой состоит в том, что она, безусловно, стимулирует к производительному труду, но она же ведет к конкуренции не только на рынке. По существу, превращая всю общественную жизнь в рынок, она отчуждает людей друг от друга. Основой самостоятельной личности, писал в XIX в. Гегель, является собственность. Но она же, по Гегелю, является основой отчуждения человека от человека в «гражданском обществе» как сообществе частных собственников, которое, по выражению Гегеля, есть «государство нужды и рассудка».
___ 
___________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *