Ф.Энгельс о различии материализма и идеализма

___Генеральный директор нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Вот что говорит Ф.Энгельс о различии материализма и идеализма в своей работе “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”. По соображениям краткости мы вынуждены ограничиться самыми короткими цитатами из этой роботы. «Великий основной вопрос всей, в особенности новей-шей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию… духа к природе… Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как они отвечали на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном итоге так или иначе признавали сотворение мира, – а у философов, например, у Гегеля, сотворение мира принимает нередко еще более запутанный и нелепый вид, чем в христианстве, – составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма.
___Ничего другого первоначально и не означают выражения: идеализм и материализм, и только в этом смысле они здесь и употребляются. Ниже мы увидим, какая путаница возникает, когда им придают какое-либо другое значение».
___И далее Энгельс говорит о недопустимости смешения идеализма с наличием и ролью идеальных побуждений в жизни человека: «И если данного человека делает идеалистом только то обстоятельство, что он следует идеальным побуждениям, и что он признаёт влияние на него “идеальных сил”, то вся-кий мало-мальски нормально развитой человек – идеалист от природы, и непонятным остаётся одно: как вообще могут быть на свете материалисты?»
___Насмешки Энгельса над буржуазно-обывательским представлением об идеализме и материализме звучат столь современно, что их стоит привести дословно: «Под материализмом филистер понимает обжорство, пьянство, похоть, алчность, погоню за барышом и биржевые плутни, короче – все те грязные пороки, которым он сам предаётся втайне. Идеализм же означает у него веру в добродетель, любовь ко всему человечеству и вообще веру в “лучший мир”, о котором он кричит перед другими, но в который он сам начинает веровать разве только тогда, когда у него голова болит с похмелья или когда он обанкротился, словом, когда ему приходится переживать последствия своих обычных “материалистических” излишеств. При этом он тянет свою любимую песню “Что такое человек? Он – полузверь и полуангел».
___Почти все рассчитанные на широкую публику “опровержения” материализма прямо или косвенно сводятся к подмене гносеологического смысла термина “материализм” вульгарно-обывательским его истолкованием, т.е. к наглой спекуляции на философском невежестве широкой публики. И эта спекуляция в соответствующей политической окраске проводится с такой смелостью, которая сделала бы честь даже самому доктору Геббельсу.
___Другая широко известная разновидность “опровержения” материализма – это спекуляция на так называемых аномальных явлениях, точно так же, как в начале XX века идеализм спекулировал на своеобразии объектов неклассической физики. При этом точно так же, как и тогда, материя сводится к ее особой форме – веществу, а все, что несводимо к веществу или не может быть сведено к нему на современном уровне развития науки, прямо объявляется нематериальным или молчаливо подразумевается таковым. Поэтому все аргументы Ленина в его работе “Материализм и эмпириокритицизм” против такого ро-да “опровержений” сохраняют свою силу полностью и поныне.
___ 
___________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *