Человек и техника

___Главный специалист по философии науки в промышленности нашей уникальной компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов сектора познания и разработки новых видов продукции: 
___Историческая реконструкция вовсе не подразумевает замены методологического анализа проблем философии техники историей техники. Философия техники также не является как бы «приложением» к применению ее к историографическим штудиям техники, как это очень часто и делается. Мы предлагаем для обсуждения лишь вопрос: должна ли философия техники оставаться в тех — относительно узко понимаемых — рамках, которые были выработаны до сих пор, или в философии техники идет речь о том, чтобы заново формировать ее историю посредством исторической реконструкции ее области познания. Это надо делать с тем расчетом, чтобы философия техники вводила свой инструментарий, проверяемый ею до сих пор лишь на вопросах современности таким образом, чтобы на основе анализа исторических связей выработать систематические воззрения.
___Только как осознанная история философии техники, как нам кажется, может эффективно раскрывать свою систематику; и в то же время только в качестве систематической дисциплины философия техники окажется в состоянии возвести себя именно в тот ранг в системе философских дисциплин, который принадлежит ей сегодня по значимости ее задач.
___Говоря обо всем этом, мы исходили из того, что для философии техники важно более строго структурировать свою область знания. Может ли, однако, оказаться для философии техники в принципе достаточно малозначительным вопрос о том, является ли она систематической философской дисциплиной или нет? Во всяком случае, в наши дни несомненно то, что она в целом ищет прагматические решения актуальных вопросов. Так, не случаен тот факт, что в настоящее время преимущественным объектом внимания философии техники становятся в особенности отношения между этикой и техникой, как и техникой и обществом.
___Эти вопросы достаточно важны, чтобы исследовать их более детально. При этом нельзя упускать из виду того, что каждая практическая проблема имеет свое теоретическое измерение. Здесь, как и в других аналогичных случаях, может оказаться, что оттеснение теоретических вопросов техники мстит нам тем, что в философских дискуссиях мы не находим противоречий, не замечаем двусмысленностей, а аргументы незаметно для нас становятся несостоятельными. Все это можно предотвратить только при ясном теоретическом осознании проблем в сфере философии техники.
___Союз немецких инженеров (СНИ) существует с 1856 г. Сначала он осуществлял не только научную и техническую работу, но также занимался вопросами профессиональной этики и проблемами обучения. Впервые термин «философия техники» был употреблен в Германии в заглавии книги, вышедшей в 1877 г., — Эрнст Капп. «Основания философии техники». Но только после первой мировой войны философские вопросы стали открыто обсуждаться в СНИ. Центральной и до сих пор значительной фигурой в этой дискуссии был Фридрих Дессауэр, который после некоторых подготовительных очерков опубликовал в 1927 г. книгу «Философия техники. Проблема реализации»; в 1956 г., к концу своей жизни, Дессауэр опубликовал полностью пересмотренный и расширенный вариант книги под названием «Спор о технике».
___Сам Дессауэр проводил исследования в области физики и инженерии, особенно в связи с проблемой терапии х-лучами. Его философские интересы первоначально были направлены на антропологические и этические последствия науки и техники, причем многие его идеи были теологически окрашены. Так, он считал технику как таковую выражением человеческого духа, универсума и, наконец, Бога. Следуя за Платоном, Дессауэр полагал, что возможные решения технических проблем уже даны в определенной области идей и они обраруживаются и имитируются в интенциональном творении новой реальности из материалов, данных природой.
___Фридрих Дессауэр, таким образом, стал полуофициальным философом техники в СНИ. Опираясь на его идеи, Хунинг Алоиз (р. 1935) — доктор философии, профессор Дюссельдорфского университета. Труды по философским и этическим проблемам техники, по истории средневековой философии и об экзистенциализме. СНИ сумел противостоять оппозиции многих пессимистических критиков техники после двух мировых войн. На этом пути мысль Дессауэра стимулировала созыв имевших важное значение конференций СНИ после второй мировой войны, где философы и инженеры пытались разрешить проблемы и вопросы, возникшие с развитием техники (Кассель, 1950 г.: «Ответственность инженера»; Марбург, 1951 г.: «Человек и труд в техническую эру»; Тюбинген, 1953 г.: «Изменение человека благодаря технике»; Мюнстер, 1955 г.: «Человек в «силовом поле» техники»).
___В результате всех этих встреч преданные идеям СНИ инженеры, работавшие в промышленности и в науке, вместе с философами и интересующимися философией специалистами сформировали исследовательскую группу «Человек и техника» в 1956 году, в юбилейный год Союза немецких инженеров. Эта исследовательская группа была подразделена на рабочие комитеты по проблемам: «Педагогика и техника», «Религия и техника», «Язык и техника», «Социология и техника», а также «Философия и техника». Таким образом, философский интерес был институционализирован в СНИ, который, несмотря на трудности, продолжает существовать до настоящего времени.
___Первым председателем группы «Человек и техника» был Пауль Кёсслер, известный специалист в области развития транспорта в Брауншвейгском университете, чья наиболее значительная философская и теологическая работа получила название «Христианство и техника». Она была посвящена «с признательностью Фридриху Деесауэру, философу техники, идеальному инженеру и ученому». Эта работа развивала идеи Дессауэра, особенно в отношении практической работы инженера в обществе.
___Преемником Кёсслера был первый секретарь группы «Человек и техника» Клаус Тухель, доктор философии и теологии, написавший первое обширное исследование философии Дессауэра («Философия техники Фридриха Дессауэра: ее развитие, движущие силы и границы», 1964 г.) Тухель направлял работу группы с 1961 по 1968 г., когда он был назначен профессором философии в Вуппертале.
___Третьим председателем группы «Человек и техника» был бывший директор гамбургского отделения германской железной дороги, доктор-инженер Вальтер Хельберг, хорошо известный работами но реконструкции и реорганизации железной дороги в Федеративной Республике Германии. За ним следовал философ Алоиз Хунинг, автор этого обзора, который возглавлял группу «Человек и техника» Дюссельдорфского управления СНИ с 1969 по 1973 г. Последователем Хунинга был опять философ Вольфганг Кёнинг, который находится на посту председателя группы с 1973 г. по настоящее время.
___ 
___________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *