Экзистенциальный вакуум

___Генеральный директор нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов: 
___В любом случае, для того, чтобы жить и развиваться, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. Поэтому человек утверждает человеческое, и, в процессе утверждения, реализует себя. Особенно остро этот вопрос о смысле жизни возникает в процессе работы с людьми, попавшими в чрезвычайные ситуации типа катастроф и терактов, войн и вынужденных миграций, под влияние деструктивных сект и связанных с ними культов, в тюрьмы и психиатрические клиники, в ситуации буллинга и сталкинга на работе и в семье и т.д., в ситуации потери близкого человека или терминально опасного заболевания. Чаще всего этим людям свойственны или становятся свойственны впечатлительность и рефлексивность, требовательность к себе и миру, или напротив, онемение чувств и апатия, что обостряет вопрос о смысле жизни. Анормальное существование связано с невозможностью найти новый смысл или – найти хотя бы какой-то смысл в жизни. Р. Ассаджиоли отмечает, что существует специфический тип – «идеалистический»: «особо остро переживая душевные кризисы, претерпевают в своей душевной жизни внезапную трансформацию, которая застает его врасплох». Нередко такая трансформация наступает в процессе переживания многочисленных многих разочарований, сильных душевных потрясений. Иногда она протекает и без внешних причин: среди полного благополучия возникает неопределенное чувство неудовлетворенности, экзистенциальной пустоты или исчерпанности. Исчерпанность, в отличие от исполненности, не позволяет быть счастливым от того, что есть, но побуждает искать что-то иное: «настоящее». Приходит чувство нереальности, суетности и никчемности будничной, повседневной жизни. Такие люди чаще других обращаются к религии.
___Экзистенциальный вакуум, по мнению В. Франкла, порождается отсутствием смысла жизни и вызывает «ноогенные неврозы» – неврозы, связанные с трудностями при определении личностной позиции, при нахождении смысла и ценности жизни, и т.д.. В процессе кризиса особого внимания заслуживает группа смысложизненных ценностей: к этим ценностям человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые он временно или постоянно не в состоянии изменить (не может самостоятельно справиться с какими-то трудностями на работе, в семье, в себе самом). Людям, пережившим травмирующий опыт нередко сложно осознать, что смыслы не изобретаются и не навязываются, но их нужно искать и находить. Человек должен осмыслить или хотя бы выбрать свое призвание, в котором он и может обрести смысл. Однако, многие люди полагают, что если смысл был утерян, то это – навсегда: жизнь завершена. Однако, благодаря работе с психологом или духовным пастырем, эти люди могут осознать то, что жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах, что смысл жизни всегда есть и может быть найден. «Смысл – это точка опоры для собирания личности». Человек должен тренировать в себе мужество и выносливость: «судьба имеет двоякий смысл: он должен ее формировать, где это возможно, и — где это необходимо — достойно принимать ее, терпеть. «бездеятельному», пассивному страданию также присущ. смысл всякого страдания». «Процесс поиска смысла жизни это проявление активно-неадаптивных тенденций самосознания. если вопрос о смысле жизни . становится основанием специальной деятельности, результатом усилий на этом пути может стать возникновение депрессий или неврозов». И. Мишель, рассматривает трансактную модель травмы: в ее основе – нарушение трансакций, диалога между аспектами индивидуальности и, соответственно, специфика жизненной позиции личности, приводящая к кризисности, выхолощенности жизненных смыслов. Экзистенциальный вакуум всеобъемлющ.
___После того как человек разочаровывается в отношениях к себе или к группе, к жизни и ценностям, беспокойство по поводу бессмысленности жизни и отношений оживает или усиливается. Человек в ситуации травмы чувствует себя ничтожным и уничтоженным: его прежняя жизнь, становится прошлым, сном или «шелухой». Однако, новый смысл не появился, а нравственный кризис углубляет переживание, приходят вина и раскаяние за прошлое. Самоосуждение, пришедшее на смену осуждению людей – сначала вне группы, а потом в группе, приводит к унынию. В таком состоянии нередки идеи о самоубийстве, как логическом разрешении внутреннего краха. Иногда возникает духовное пробуждение является исцелением: человек учится верить в себя, происходит «духовное очищение от скверны, которому сопутствуют потоки радости и деятельной силы, что приносит чудесное состояние освобождения».
___Осмысленность жизни – это осмысленность и внутренняя «правильность» сделанных человеком выборов. Помочь человеку осознать и реализовать смысл его жизни означает:
– восполнить пробелы индивидуальной истории, актуализировать вытесняемые, «неизвестные» клиенту моменты личной истории в том числе, дополнить ее общечеловеческой информацией;
– сформировать новый взгляд на ситуацию, перейти на новый уровень ее осмысления, изменить отношение и поведение;
– отобразить внутренние и внешние конфликты клиента, их взаимосвязь, дать возможность клиенту осмыслить их;
– создать альтернативное понимание неоднозначных жизненных ситуаций, поступков и людей;
– сформировать уверенность в разрешимости проблемы, важности поиска и активности на пути ее решения;
– совершать значимые выборы, стремясь быть личностью и партнером: выбор жить в реальности, понимать и принимать мир, не переставая учиться, выбор смирения и послушания в ученичестве жизни, принятие мира и своей жизни, принятие трудностей и однообразия мира (жизни), выбор готовности к испытания, трудностям, выбор быть счастливым, уверенности, доверия, отказ от уныния и недоверия, беспокойства, пустоты отношений, отчуждения, одиночества, выбор собственного пути, активности, субъектности, «неадаптивной активности», здоровой дисциплины, понимание своего места в мире, выбор себя как частицы мироздания, выбор непривязанности («внутренней тишины»), спокойствия, миролюбия и неагрессивности, выбор уважения к себе, выбор самого себя, аутентичности, искренности, честности, правды, а также – осмотрительности, ненаивности, выбор уважения к своему делу, талантам, предназначению, а не вещам, отказ от сравнения, тщеславия, выбор любви, доброты и внимания к людям, уважение к чужим достоинствам, достижениям, а также принятие ошибок, слабостей, выбор принятия и благодарности к взрослению, удовлетворенность жизнью, ее настоящим, прошлым и будущим.
___ 
___________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *