___Главный специалист по гальваническим процессам в нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации инженеров-технологов:
___Электрический расчет подвесочных приспособлений: для расчета допустимой электрической нагрузки током на поперечное сечение деталей подвески, находящихся выше уровня раствора, можно принять следующие ориентировочные величины.
___Цифры эти очень приближенны и могут существенно меняться как в меньшую, так и в большую сторону в зависимости от условий работы подвески, в частности профиля ее сечения, от которого зависит интенсивность охлаждения приспособления окружающим воздухом (наиболее выгодна нетолстая, но широкая полоска), температуры ванны, интенсивностн ее вентиляции и т. п. Ниже уровня электролита допустимая электрическая нагрузка может быть в три-четыре раза выше, чем для непогруженных в электролит участков.
___Грубая ошибка в расчете сечения подвесочного приспособления маловероятна. Неизмеримо чаще приходится гальванику сталкиваться с затруднениями от перегрузки подвесного крюка приспособления, который в ваннах, работающих при большой плотности тока, например в хромировочных, часто раскаляется до красного каления. Сопротивление нагревшегося металла увеличивается, а вследствие этого увеличивается и его дальнейший нагрев, иногда вплоть до сгорания. В таких случаях подвесной крюк обычно охлаждают струей воды, что снижает сопротивление контакта и позволяет (часто на продолжительный срок) прекратить его разогрев. Правильным решением задачи будет снятие фаски на внутренней поверхности крюка (в месте его контакта со штангой), если крюк выполнен из круглого прутка, или подклепка к нему медной полоски, более широкой, чем щечка крюка, или вообще замена крюка на более широкий.
___Контакт плоской щечки крюка с цилиндрической поверхностью штанги осуществляется отнюдь не по геометрической, нематериальной линии касания, как в абстрактных геометрических фигурах, а по некоторой полоске, образовавшейся на штанге вследствие смятия металла штанги (и крюка) — абсолютно жестких несмываемых металлов нет. Эта полоска имеет вполне ощутимую ширину. Так, например, на латунной штанге диаметром 20 мы, на которой висит приспособление весом 10 кг с двумя стальными крюками с шириной щечки по 5 мм, ширина полоски смятия на штанге составляет около 0,3 мм. Однако, хотя давление, вызвавшее такое смятие латуни, и значительно (в данном примере около 10800 кПа, т.е. 1080 атм), оно все же существенно меньше предела упругости латуни, составляющего около 58 800 кПа (5880 атм). Поэтому, как только мы снимем подвеску со штанги, штанга в месте смятия выпрямится до своего первоначального размера, не оставив никакого следа. Существует формула Герца, позволяющая хотя бы приближенно, но с достаточной точностью подсчитать ширину этой полоски смятия.
___Однако для дальнейшего расчета размеров крюка, метущего пропустить нужную силу тока, надо знать допустимую токовую нагрузку на единицу площади полоски касания при данном давлении крюка подвесочного приспособления на штангу ванны. Ни в гальванотехнической, ни в электротехнической литературе не удалось найти таких нормативов для условий аналогичных контакту крюка подвесочного приспособления со штангой. Нормативы для контактов реле и для болтового соединения шин очень резко отличаются по принятым условиям от интересующих гальваника. Правда, в периодической гальванотехнической литературе удалось найти норматив для очного частного случая контакта подвесочного приспособления, то он вызывает некоторые сомнения. Поэтому практически приходится пользоваться старым способом — если крюк сильно нагревается, надо сделать его шире.
___Цифры эти очень приближенны и могут существенно меняться как в меньшую, так и в большую сторону в зависимости от условий работы подвески, в частности профиля ее сечения, от которого зависит интенсивность охлаждения приспособления окружающим воздухом (наиболее выгодна нетолстая, но широкая полоска), температуры ванны, интенсивностн ее вентиляции и т. п. Ниже уровня электролита допустимая электрическая нагрузка может быть в три-четыре раза выше, чем для непогруженных в электролит участков.
___Грубая ошибка в расчете сечения подвесочного приспособления маловероятна. Неизмеримо чаще приходится гальванику сталкиваться с затруднениями от перегрузки подвесного крюка приспособления, который в ваннах, работающих при большой плотности тока, например в хромировочных, часто раскаляется до красного каления. Сопротивление нагревшегося металла увеличивается, а вследствие этого увеличивается и его дальнейший нагрев, иногда вплоть до сгорания. В таких случаях подвесной крюк обычно охлаждают струей воды, что снижает сопротивление контакта и позволяет (часто на продолжительный срок) прекратить его разогрев. Правильным решением задачи будет снятие фаски на внутренней поверхности крюка (в месте его контакта со штангой), если крюк выполнен из круглого прутка, или подклепка к нему медной полоски, более широкой, чем щечка крюка, или вообще замена крюка на более широкий.
___Контакт плоской щечки крюка с цилиндрической поверхностью штанги осуществляется отнюдь не по геометрической, нематериальной линии касания, как в абстрактных геометрических фигурах, а по некоторой полоске, образовавшейся на штанге вследствие смятия металла штанги (и крюка) — абсолютно жестких несмываемых металлов нет. Эта полоска имеет вполне ощутимую ширину. Так, например, на латунной штанге диаметром 20 мы, на которой висит приспособление весом 10 кг с двумя стальными крюками с шириной щечки по 5 мм, ширина полоски смятия на штанге составляет около 0,3 мм. Однако, хотя давление, вызвавшее такое смятие латуни, и значительно (в данном примере около 10800 кПа, т.е. 1080 атм), оно все же существенно меньше предела упругости латуни, составляющего около 58 800 кПа (5880 атм). Поэтому, как только мы снимем подвеску со штанги, штанга в месте смятия выпрямится до своего первоначального размера, не оставив никакого следа. Существует формула Герца, позволяющая хотя бы приближенно, но с достаточной точностью подсчитать ширину этой полоски смятия.
___Однако для дальнейшего расчета размеров крюка, метущего пропустить нужную силу тока, надо знать допустимую токовую нагрузку на единицу площади полоски касания при данном давлении крюка подвесочного приспособления на штангу ванны. Ни в гальванотехнической, ни в электротехнической литературе не удалось найти таких нормативов для условий аналогичных контакту крюка подвесочного приспособления со штангой. Нормативы для контактов реле и для болтового соединения шин очень резко отличаются по принятым условиям от интересующих гальваника. Правда, в периодической гальванотехнической литературе удалось найти норматив для очного частного случая контакта подвесочного приспособления, то он вызывает некоторые сомнения. Поэтому практически приходится пользоваться старым способом — если крюк сильно нагревается, надо сделать его шире.
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________