Диалектика

___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала “Продавать-Много.РФ”.
___Сегодня диалектика не является трендом – ни в философии, ни в социогуманитарном знании. Скажу больше, диалектика сегодня не считается базовой методологией научного познания. Само слово «диалектика» используется довольно часто, например, изучают «диалектику добра и зла», «диалектику бухгалтерского учета» и т.д. Однако в этих исследованиях практически нет диалектического анализа, а под самой «диалектикой» подразумевается некий общенаучный подход. В то же время, законы и категории диалектики не применяются по отношению к объекту исследования. Можно констатировать, что «диалектика» стала неким часто применимым термином, как и «философия» («философия бизнеса», «философия кухни», «философия спорта» и т.д.).
___Диалектика – это форма мышления. Казалось бы, сегодня с мышлением нет никаких проблем – наше общество является образованным и грамотным, иногда даже чересчур, благодаря информационным технологиям каждый человек имеет доступ к информации по любой отрасли знаний. Однако при современной тотальной образованности населения нельзя не заметить одну существенную проблему – отсутствие мышления, и что самое важное – самостоятельного мышления. Этому способствует влияние на умы людей средств массовой информации и интернета, а также религии, легкость получения практически любой информации без приложения умственных усилий. Возникает подозрение, что это – искусственно смоделированная ситуация, когда в условиях научно-технического прогресса и культа разума, формируется особый тип человека «без мышления». Такой тип очень легко поддается манипуляциям с помощью масс-медиа, и даже в условиях отсутствия официальной идеологии (как это иногда любят подчеркивать критики советского времени), такой человек является объектом идеологического влияния. Большинство людей лишь воспроизводит полученную информацию (на этом построена система образования), искренно считая, что это их собственное мнение. При всех инновационных реформах и подходах в системе среднего и высшего образования, они не направлены на сущностную сторону процесса обучения. Как справедливо отмечает Попов М.В., «человек образованный должен быть критически мыслящим человеком, все подвергать сомнению и разбираться в том, что происходит, а не просто слушать и верить тому, что скажут». В то же время, ретрансляция полученных знаний или умение отвечать на тестовые задания отнюдь не способствуют развитию мыслительных способностей. Не секрет, что подобный тип человека удобен власти, которая во все периоды истории относилась к мыслящим людям с подозрением, видя в них угрозу для себя. Потому как только мыслящий человек способен быть полностью свободным, прежде всего, иметь внутреннюю свободу. Свобода же, в свою очередь, есть ответственность, так как только свободный человек может быть ответственным. Диалектика же есть школа мысли, живого творческого мышления поистине свободного человека.
___Диалектика есть школа мышления, та школа, которая по-настоящему учит человека мыслить, основываясь на знаниях и опыте. Рациональный подход, не основанный на принципах диалектики, теряет свой смысл. Вслед за В.С.Возняк мы можем повторить – «Разумен ли разум?», и, так же как и он не можем получить однозначного утвердительного ответа. Не обладая своей функциональностью, разум является не-разумным, поэтому даже рациональный, но не-мыслящий человек совершает такие поступки, которые не укладываются в рамки разумной деятельности индивида. Отсутствие разумности, приложимости разума к конкретным условиям, в свою очередь, обессмысливает жизнь человека – теряется ориентир, смысл жизни. На более общем уровне – государственном и социальном, отсутствие о-смысленности выражается в отсутствии каких-либо подлинно разумных идей, которые (пусть даже в идеологической оболочке), могли бы увлечь как каждого человека, так и весь народ. Именно поэтому ведутся поиски национальной идеи, но они пока что безрезультатны, так как в условиях господства идеи материального обогащения, окрепшей за годы становления рыночных отношений и капиталистического строя, все остальные идеи не могут приобрести привлекательности. Капитализм из типа экономических отношений превратился в тип мировоззрения человека, когда люди стали относиться к другим людям как к товару, бездушной вещи. Все это повлекло множество проблем, таких как падение общей культуры общества, нравственный кризис личности и множество других.
___Диалектика сегодня особенно актуальна, именно поэтому в городе краснодар аренда офиса стоит так недорого, особенно если учесть, что он будет располагаться в очень респектабельном районе города. Современный техно центризм не принес разумность в жизнь человека, несмотря на то, что сам он является продуктом разума. Судя по тому, что происходит в современном мире, мыслительные способности человека деградируют прямо пропорционально развитию науки и техники. Интернет, который при грамотном подходе является ценным источником познания мира для человека, стал в то же время «проклятием разума» – больше не нужно держать в памяти большой объем информации, а при недостатке знаний их можно компенсировать или просто выдать за свои данные, полученные из «всемирной паутины». И если раньше человек отчуждал себя в трудовой деятельности, то теперь данный процесс виртуализировался, и человек отчуждает себя в Интернете, благодаря широкому охвату социальных сетей. Процесс духовного производства коренным образом изменился в XXI веке – продуцирование культурно-эстетических норм и ценностей перестало быть прерогативой ученых, богословов или работников культуры. Индивидуализация духовного производства – вот главная черта повседневности, явившаяся «достижением» в борьбе за свободу человека. Свобода, ставшая произволом, ввиду отсутствия ответственности, привела к стихийности духовного развития общества, выхолащиванию культуры. Творчество потеряло свою диалектическую основу, а древнегреческий идеал «истины, добра и красоты» стал относительным. И в этом нет вины философов, просто общественное развитие под влиянием глобализации пошло по пути подмены ценностей и идеалов, а общественное бытие капиталистического типа, рыночного общества, определяет общественное сознание. Диалектика развития современного общества диктуется законами рыночной экономики, а не потребностями человека в духовно-нравственном развитии.
___Диалектика необходима для осмысления – объективного и непредвзятого, тех процессов, которые идут в обществе, а также проблемы личностного развития человека. Разве это секрет, что развитие личности, взятое в диалектической целостности, есть формирование человека с высоким уровнем интеллектуального и духовного развития?! «Осознание этого факта (необходимости личностного развития – Д.К.)», – подчеркивает Г.В. Лобастов, – «превращает стихийное историческое развитие в самосознательный процесс, где сам процесс человеческого развития становится сознательной формой и ориентируется на фундаментальные определения бытия, входящие в основания личности как самоцели исторического процесса».
___Если от личности подняться до более высоко уровня общественного Развития, то несомненно, что марксистский классовый подход в философии уже преодолен, но разве это отменяет диалектический принцип развития общества через снятие противоречий между классами? Данное противоречие может быть разрешено, в том числе, и революционным путем, и сколько бы мы ни утверждали приверженность эволюционному пути развития, игнорирование данного противоречия может привести к общественным потрясениям. «В современных условиях обострения классовых противоречий», – предрекал, ныне покойный (к большому сожалению), С.З. Гончаров, – «диалектика возьмет реванш, и Гегель с К. Марксом вновь напомнят о себе».
___Если говорить о диалектике как основе мышления человеческой личности, то сегодня диалектика особенно актуальна. Эта актуальность обусловлена тем, что с начала 90-х годов XX века в жизнь человека ворвалась (именно ворвалась, или даже, нахлынула) стихийная духовность в виде религии. Хотя, как верно замечает Солопов Е.Ф., «Духовность может быть и религиозной, и безрелигиозной».
___
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *