дискуссия с веберовской теорией рационализации

___Генеральный директор нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Оживленная дискуссия с веберовской теорией рационализации составляет одну из важных тем философии Апеля. В более широком смысле эта дискуссия имеет характер критики стратегической рациональности, апологию которой Апель находит у многих современных философов. Центральным понятием у Вебера является понятие целерациональности, «рациональности цели и средства». Эта рациональность подразумевает способность самостоятельно выбирать цели и адекватно подбирать средства для их достижения. Вебер не прямо, но однозначно признает «превосходство» этого типа рациональности перед «ценностной рациональностью», которая исходит из целей, предзаданных в той морально-религиозной системе, в которой индивид социализирован. Ценности не подчиняются свободному выбору и расчету и восходят, таким образом, к внутреннему иррациональному решению веры («Каждый выбирает своих богов сам»). В этом смысле ценностная рациональность не закладывает в человеческое действие критерия эффективности, не способна служить основой этики ответственности и обозначает скорее область «дорациональ- ного», чем рационального в человеческом поведении. Таким образом, процесс рационализации связан с постоянно растущим умением человека самостоятельно выбирать цели и средства деятельности.
___Апель замечает, что понятие целерационального социального действия подразумевает у Вебера включение других личностей в собственный расчет целей и средств: «Социальным действием называется действие, которое согласно подразумеваемому действующим или действующими смыслу отсылается к поведению других и ориентировано на него в своем течении. Именно такое понятие инструментальнотехнической целерациональности, зачастую низводящей личность до уровня предметных средств, положено, как замечает Апель, в основание большинства социологических теорий, таких, как теория рационального выбора, теория решений, теория игр и т.д. Она составляет сущность стратегической рациональности, подчиняющей окружающий мир партикулярным целям исключительно в качестве средства. Не отрицая теоретического значения концепции стратегической рациональности, Апель подчеркивает ее недостаточность для объяснения рационального поведения, в частности для объяснения человеческой коммуникации. Для доказательства этого он ссылается на теорию коммуникативного действия Ю, Хабермаса2. Анализируя коммуникативные действия, Хабермас указывал, что внеязыковое, в том числе стратегическое, действие может протекать только там, где контекст такого действия уже ясен. Всякая неясность требует координации посредством языковой коммуникации. Потребность в координации вынуждает участников совместного действия отрешиться от своих стратегических целей и добиваться взаимопонимания, опираясь на встроенные в язык и речь универсальные притязания на значимость своих высказываний. Без «связывающей силы норм», которые лежат «по ту сторону» калькулируемого собственного интереса, координация действий имеет лишь случайно-субъективный характер.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *