Документация системы качества

___Директор по технологии и качеству нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов ОТК: 
___Определение состава и состояния документации системы качества очень важный этап производственной деятельности.
___После определения функций системы качества и структурных подразделений, которые будут их выполнять, следующий этап — определение состава нормативно-методических документов системы качества. Определив, кто и что должен делать в системе качества, нужно сказать как, какими методами это должно делаться, по какой документации. Для этого отделу управления качеством совместно со службой стандартизации и соответствующими подразделениями — авторами документов необходимо рассмотреть состав всей имеющейся на предприятии нормативной документации и определить те документы, которые служат для выполнения подразделениями своих функций в системе качества. При этом для выполнения большинства функций потребуется, как правило, несколько документов. Например, для управления несоответствующей (бракованной) продукцией нужно будет, как минимум, иметь: стандарт по анализу, учету и изоляции брака; стандарт по удовлетворению претензий потребителей; стандарт по разрешениям на отступления от документации при изготовлении продукции. Наибольшее количество документов требуется обычно для проведения операционного контроля в производственном процессе.
___Среди документов системы качества будут и действующие, и те, которые нужно будет разработать дополнительно. Не исключено также, что может потребоваться доработка, объединение или отмена некоторых действующих документов. В конечном итоге это позволит определить не только полный состав документации системы качества, но и ее состояние, когда потребуется разрабатывать новые или дорабатывать существующие документы, приводя документацию в соответствие с требованиями ИСО 9001 и конкретными условиями предприятия. После определения состава и состояния документации системы качества следующий этап — разработка и корректировка конкретных нормативных документов, в которых должны быть изложены методы выполнения функций системы качества. Это будет этап наполнения системы качества внутренним содержанием. Здесь основная трудность заключается в том, чтобы приспособить не всегда понятные, а порой и весьма специфические рекомендации ИСО к нашим реалиям, не навредить производству, а упорядочить и систематизировать применяемые у нас апробированные методы и документы по управлению качеством в соответствии с перечнем элементов, рекомендуемых ИСО. Ибо, как показывает опыт, большинство основных элементов управления качеством, которые требуются стандартами ИСО, использовалось и на наших предприятиях, хотя их эффективность порой оставляла желать лучшего.
___Для разработки и корректировки нормативных документов отделу управления качеством потребуется составить, утвердить у руководства и отслеживать соответствующий план-график с указанием исполнителей и сроков работ. При этом нужно обратить внимание на то, чтобы исключить возможное дублирование документов, разрабатываемых разными исполнителями, и предотвратить пропуски документов, необходимых для выполнения тех или иных функций. Наиболее распространенными документами по выполнению функций и элементов системы качества являются стандарты предприятия. Но кроме них могут использоваться также инструкции, руководства и другие нормативные документы. Кроме нормативных документов для выполнения отдельных элементов и функций системы качества в составе документов системы качества могут потребоваться «Программы обеспечения качества» для особо ответственной продукции. Такие программы разрабатываются, как правило, по требованию заказчиков или по инициативе самих поставщиков. В этих программах на основе анализа конструкторской и технологической документации разрабатывается поузловой график проектирования и изготовления продукции, устанавливается контроль наиболее ответственных этапов работ, указываются основные параметры и характеристики, подлежащие контролю, и необходимые средства измерений, или даются ссылки на соответствующие документы, указываются частные программы и методики испытаний.
___Разработка таких программ предусматривается некоторыми ведомственными нормативными документами. В связи с тем, что при разработке и реализации таких программ участвуют разные подразделения, в составе нормативной документации системы качества появляется необходимость иметь руководящий документ по разработке таких программ. Разработка и согласование программ с заказчиками, как правило, требуют выполнения значительного объема работ, но в результате эти программы упорядочивают и делают наглядной всю работу по обеспечению качества изделий в процессе их разработки и производства. Для окончательного формирования документации системы качества, кроме нормативных документов по выполнению отдельных функций управления качеством, необходимо разработать еще один, обобщающий документ, в котором давалось бы общее описание системы качества. Такое описание предусматривается стандартом ИСО 9001 в виде «Руководства по качеству». «Руководство» служит как для внутреннего использования, так и для представления заказчикам при заключении контрактов, а также — независимым аудиторам при проверках системы качества с целью ее сертификации. Методические указания по разработке «Руководства…» приведены в стандарте ИСО 9001и в международном стандарте ИСО/ТО 10013:2001. Технический отчет. Руководящие указания для документации системы менеджмента качества. В соответствии с этими указаниями «Руководство…» должно содержать: краткую характеристику предприятия и выпускаемой продукции; ответственность, полномочия и взаимоотношения высших руководителей в области качества; описание системы качества и ее внедрение в организации с указанием области применения системы качества и обоснование любых исключений; структуру системы, структуру и функции службы качества; описание функций (процессов) с указанием исполнителей и их взаимодействий, документированные процедуры или ссылки на них. Этот раздел составляет основной объем «Руководства». Описание элементов рекомендуется давать в той же последовательности, в какой они изложены в стандарте ИСО 9001. Это облегчит работу при представлении системы качества заказчикам, а также аудиторам при сертификации системы на соответствие стандарту ИСО 9001.
___Кроме этого, в Руководство может быть включено заявление о политике и целях в области качества. В Руководстве должно быть приведено также свидетельство его утверждения и даты пересмотра. При внесении изменений должна быть регистрация. Руководство также должно содержать список документов, упомянутых, но не включенных в руководство. В качестве иллюстрационного материала в «Руководстве» необходимо привести структурную схему системы качества. Если, на предприятии будет разработана функциональная схема, ее также целесообразно включить в «Руководство», что поможет наглядно показать не только «устройство», но и «работу» системы качества.
___В результате разработки документации системы качества иерархия документов приобретает следующий вид. Кроме перечисленных выше документов, целесообразно разработать структурную схему системы качества, для того чтобы показать ее устройство». Строится она на основе структурной схемы предприятия и дает возможность показать взаимосвязь всех структурных подразделений, выполняющих функции в системе качества. Отдельным блоком в структурной схеме показывается управляющее ядро системы качества — служба качества, в которую, как было отмечено, включаются, как правило, отдел технического контроля, метрологическая служба, служба стандартизации, а также отдел управления качеством, выполняющий функции организации, координации и методического руководства работой по качеству.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Управление качеством продукции с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *